Вторник
21.11.2017
22:24
Block title
Поиск
Статистика
Форма входа
Новые файлы
[03.11.2017][Библиотека.]
В. И. Шкуро. Участие горцев-добровольцев Кубанской области в русско-турецкой войне 1877–1878гг. (0)
[24.08.2017][Архивные документы.]
Приговор жителей селения Понежукайского об опеке над имуществом сирот Тлехурай. (0)
[24.08.2017][Архивные документы.]
Рапорт о жительницах аула Эмукай Хацац и Куцац. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    [23.09.2016][Статьи на русском.]
    Ему дано «приходить, видеть, побеждать»! (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Форум » Разное » Достопримечательности и легенды адыгов. » Легенды, предания...
    Легенды, предания...
    АнцокъоДата: Четверг, 05.01.2012, 14:49 | Сообщение # 1
    Майор
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 88
    Репутация: 0
    Статус: Offline

    Шхагуаше.




    Река Белая. Адыгея.


    Река Белая – это полноводная река, которая берет свое начало в Водораздельном хребте Большого Кавказа и является основной водной артерией Адыгеи. На адыгском языке название реки Белой – Шхагуаше (Шъыхьэгуащэ), что означает «покровительница оленей».
    Существует такая древняя легенда об этой реке:

    Сшхагуаше


    На левом берегу реки Белой, против станицы Белореченской, был прежде прекрасный чистый лес, теперь почти совершенно вырубленный, состоявший из прямых высоких чинар, белолисток, карагучей и прочего. Лес тот был святыней для горцев, которые рассказывают о нем следующую легенду:

    Около урочища, при реке Белой, известного у нас под именем Каменного моста, жил некогда очень богатый и влиятельный старик, князь, имевший единственную дочь Сшхагуаше. Красота ее была известна далеко по Кавказу. Как только стала она невестой, по возрасту, старик кликнул клич по всей окрестности, сзывая всю молодежь на трехдневный пир, который он давал с целью найти для своей дочери приличного жениха. Сошлись. Пир начался. Открыли джигитовки; на них молодежь наперерыв выказывала свою удаль. Внимательно осматривая публику, Сшхагуаше заметила одного бедного пастуха, поразительной красоты, пришедшого, вероятно, из любопытства! Впечатление было сильное! К концу дня ее не занимали уже молодецкие забавы желавших получить ее руку: молодой красавец-пастух отвел ее глаза от всего. Прошел день, и отец полюбопытствовал узнать о ее выборе, но не получил удовлетворительного ответа. Прошел другой день пира, и когда отец начал распрашивать дочь более настоятельно, она поняла, чем могло кончиться ее признание, и залилась слезами: не нашла влюбленная красавица подобного своему избранному и в последний день пира. Со страхом ожидала она приближения вечера, в который должна была окончательно назвать того, кого избирает своим женихом. Снова явился к ней отец с тем же вопросом; бедняжка не скрыла в этот разу своего выбора. Гнев отца был страшен: в припадке бешенства, он приказал принести бурдюк, зашив в него пастуха со своею дочерью, бросил его в реку. Поплыли влюбленные по Белой; но, к счастью, оригинальное судно это было прибито водою к левому берегу реки, против теперешней Белореченской станицы. Освободившись кое-как из бурдюка, молодые люди вышли на берег и поселились недалеко от этого места, среди необитаемого леса, вдали от людей, которые считали их погибшими.

    Прошло поcле того много лет; отец Сшхагуаше сильно заболел. Лучшие знахари советовали ему пить оленье молоко, как единственное средство для выздоровления; для отыскания его были разосланы нарочные во все концы; некоторые из них заехали в лес, обитаемый только молодыми отшельниками и их детьми. Встретив тут людей, они обратились к ним с просьбою о том, нельзя ли достать оленьего молока, обясняя, что князь их болен, и что единственное спасение его — в этом напитке.

    По имени князя, Сшхагуаше узнала, что дело идет об ее отце. Подоив самку ручного оленя и наполнив сосуд, она завязала его в платок, подаренный ей отцом во время последнего пира. Посланные вернулись к своему господину, обрадовав его находкой. Взглянув на привезенный сосуд, старик узнал платок своей дочери; по расспросам убедился, что приславшая ему молоко была действительно его Сшхагуаше. Сильно заговорило сердце старика. Выздоровевши, он отправился в тот же необитаемый лес, где жила любимая его дочь, и решился продолжить свою жизнь в ее семье.

    В счастливом спасении молодых людей, в трудно-допускаемой возможности жить среди такого безлюдья и в самой спокойной жизни этого семейства, куда переселился уважаемый всеми старик, видели горцы вмешательство провидения; поэтому, и лес, где ясно для них была выказана благодать аллаха, назван священным, а реке передано имя Сшхагуаше.

    Гейнс Г. Пшехский отряд. Кавказский сборник, Том 8. 1884, стр. 444

     
    АнцокъоДата: Четверг, 05.01.2012, 18:12 | Сообщение # 2
    Майор
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 88
    Репутация: 0
    Статус: Offline

    Скала Спасения (Петушок).


    Скала Петушок прилепилась в узком месте долины на отроге хребта Котх, у подножия горы Абадзехская, и имеет высоту около 15 метров. Вершина скалы состоит из зубцов и напоминает петушиный гребень. По преданию, скалу Пе­тушок называли скалой Спасения. В отвесной песчаной скале выдолблена не­большая пещера. По легенде в те времена, когда на месте Горячего Ключа был адыгский аул, у осужденного на смерть был единственный шанс спастись - это после оглашения приговора успеть добежать до упомянутой пещеры. Если такое мероприятие удавалось, то следующей ночью спасенный имел право беспрепятственно покинуть пещеру и навсегда уйти из родного аула и не попадаться им на глаза, т.е. он из племени изгонялся навсегда.



    Всего в нескольких десятках метров от скалы Петушок находит­ся уникальный исторический объект - крепость «Псыфабэ».

    Из творчества художника Андрея Сагань:



    Крепость Псыфабэ в древние века



    А. Сагань "У Псекупса реки"

     
    АнцокъоДата: Четверг, 05.01.2012, 18:14 | Сообщение # 3
    Майор
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 88
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Крепость Псыфабэ


    Крепость Псыфабэ - остатки средневекового оборонительного сооружения на вершине Абадзехской (Ключевой) горы. Псыфабэ по-адыгски - "теплая вода".
    Именем этой крепости называлось до окончания Кавказской войны и урочище в том месте, где сейчас находится городская часть курорта Горячий Ключ.
    Крепость невелика (100-200 м2).
    Исследователи этих мест считают, что она являлась укрепленной частью поселения на северном склоне горного хребта Котх. За ее стенами, в случае опасности, прятались местные жители.
    До наших дней сохранились только камни от фундамента стен (высота около 30 см) и также поросший деревьями крепостной ров, отделявший крепость от остальной части отрога.



    В конце сентября - начале октября 1989 года отряд адыгейской археологической экспедиции производил разведочные раскопки на северных склонах горы Абадзехская, в результате которых и было открыто древнее укрепление.
    Судя по собранному материалу, а именно по обломкам керамики, этот исторический объект датируется V - VII вв. н. э., но здесь же имели место находки более раннего периода, что говорит о еще более раннем заселении этих мест (1 в. н. э.).
    Самое позднее время использования крепости - XIII- XVI вв. Этот период позднего средневековья истории адыгов в археологии носит название «Белореченская культура».
    В ходе раскопок были обнаружены и расчищены некоторые участки оборонительной архитектуры. Длина самой укрепленной части составляет 67 метров, ширина - 48 метров. Мощность стены, опоясывающей площадку 3,5 метра. Она состоит из двух (внешней и внутренней) стенок шириной 50 и 30 см, сложенных из глыб песчаника на глиняном растворе. Внутреннее пространство забутовано более мелким колотым камнем и щебнем. В южной стене находится башня прямоугольного типа. С противоположной стороны находилась башня в виде многоугольника.
    В самом высоком месте скалы стояла наблюдательная вышка, южнее - какое-то культовое сооружение (очевидно, солярное святилище). На нижних террасах, спускающихся на запад к Псекупсу, очевидно, располагались жилые строения. Остатки пока не найдены, лишь открыта частично мосюва, устилающая эти террасы.
    По мнению адыгского археолога Нурбия Газизовича Ловпаче, в период ранней бронзы (3-е тысячелетие до н.э.) долину Псекупса населяли кавказские племена хаттов, носителей известной май­копской культуры.
    В меотское время (4-1 в.в. до н.э.) долину Псекупса заселяло протоадыгейское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в ан­тичных письменных источниках с 4 в. н.э. Это было самое зем­ледельческое и самое ремесленное племя в Закубанье. Фатская гончарная культура продолжается и в эпоху «великого переселе­ния народов», т.е. до 7 в. Ни нашествие гуннов в конце 4-го в., ни гибельное завоевание аваров в 7 в. не прервало ее развития. Об этом говорят многочисленные укрепленные городища 5-6 в.в. в низовьях Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым.
    Керамика крепости «Псыфабэ» демонстрирует эту культуру в горной части края.
    Гунны не первые пришельцы, натиск которых пережили фаты, нашествие аланов в 1 в. и готов в 3-ем заставило их покинуть пра­вый берег Пшиза (Кубани). К 5-му в. племя фатов утратило ту по­литическую силу и самостоятельность, что имело в период своего наивысшего рассвета при царе Арифарне в 4-м веке до н.э. В пе­риод самого раннего средневековья из западнокавказских племен самыми сильными стали зихи. В позднеримское время они имели государственность. Известен царь зихов Стахемфак, номинально зависимый от римского императора. В эпоху «великого переселе­ния народов» это племя располагается в Северо-Восточном При­черноморье от Топсиды (Туапсе) до Синдской Гавани (Анапа) и на политической арене выступает от имени всех адыгов как джихи, циги, зихи. Они объединили всех адыгов в племенной союз.
    Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью V—VII вв. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после 370 г., когда начались набеги гуннов, и особенно в V в., когда при знаменитом царе гуннов Атилле они участились, была воздвигнута южная стена. История адыгов характеризует нашествие аваров в VII в. под предводительством хана Байкана как самое губительное. Главное сопротивление аварскому завоеванию организовал хамышейский (бжедугский) князь Лавристан. Именно тогда и должны были быть воздвигнуты основные фортификационные элементы.
    В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть - настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.
     
    АнцокъоДата: Четверг, 05.01.2012, 18:50 | Сообщение # 4
    Майор
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 88
    Репутация: 0
    Статус: Offline

    Дантово ущелье.


    Дантово ущелье - памятник природы у подножья Абадзехской (Ключевой) горы. Природа разделила этой узкой стометровой скальной щелью (глубина до 15 метров) горные склоны. В 70-х годах девятнадцатого века вырубили по дну ущелья каменную Дантову лестницу и облагородили поляну перед входом.
    Дантово ущелье названо в честь великого итальянского поэта, мыслителя и ученого эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Его поэма "Комедия", названная потомками "Божественной", изображает странствие поэта по загробному миру.



    У входа в долину ручья, протекающего по Дантову ущелью, стоит столб из белого мрамора высотой около 1,5 метров с надписью на древнетурецком языке: «Этот памятник сделал бжедухский князь Айтеч Хаджи (родоначальник князей Хаджимуковых) в честь своего любимого дворянина и спутника Хапача Лакшука, ездившего с ним в Мекку в качестве паломника и скончавшегося на обратном пути в город Дамаск - Сирия. Памятник поставлен 1132 гефшир месяца шеваль» (по русскому исчислению -в 1717 г.).
    Фактически же это кенотаф, своего рода символическая могила. Такие надгробные памятники устанавливаются в память о людях, чьи реальные захоронения находятся в совсем ином месте.





    Один из потомков Хамыша — князь Айтеч, первый из кавказских горцев, посетивший Мекку. Позже он получил титул "Хаджи", а дети его стали имено­ваться Хаджи-Мук (сын Хаджи).
    Хапач Лакшук, как обнаружили исследователи, упоминается в адыгейских песнях как герой бжедугов и храбрый военачальник.



    На верхней части столба находятся солнечные часы.

     
    Форум » Разное » Достопримечательности и легенды адыгов. » Легенды, предания...
    Страница 1 из 11
    Поиск: