Суббота
12.10.2024
19:41
Block title
Категории раздела
Этнография и генеалогия адыгов. [85]
Войны. [20]
Библиотека. [62]
Известия европейских и русских авторов о черкесах. Благодарность Thietmar'у (сайт www.vostlit.info ) за предоставленные сканы по европейским авторам.
Поэзия [7]
Колонизация Кавказа. [34]
Видео файлы [27]
Аудио файлы [7]
Документы [16]
Юмор в сети [6]
Видеоролики
Разное [4]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Библиотека.

    Н.Л.Каменев. "Бассейн Псекупса". часть-5.
    07.10.2010, 00:06
    Бассейн Псекупса. (продолжение).

    Обратимся теперь к внутреннему устройству и управлению,  бывшему у Абадзехов до Бзиюкcкой битвы.   Во время восстания Оздемировцев против Хамышеевцев, первые нашли союзников в Адыгском казачестве, среди которого были выходцы и из Ногайского племени, удалившиеся с мурзами в горы от преследования крымских ханов. При таком разнообразии   племенного состава Абадзехов, они не управлялись старшинами. Свободный, вольный народ, разделенный на шайки, подчинялся только предприимчивым наездникам, кто бы они нибыли, и слушался их до тех пор, пока под их предводительством не отбивал у Адыг землю. Едва же земля была занята, шайка рассеевалась,  строила хутора, и до новой опасности не помышляла о сборе, следовательно не думала о власти.   По понятиям Абадзеха, власть над ним принадлежала только Богу и главе семейства. Казалось бы, при таком порядке дел, самостоятельное  существование племени, составленного из однодворцев — не мыслимо. Но вышло наоборот:  обрабатывая усердно землю, оно мужало, увеличивалось постоянно новыми Адыгскими выходцами, искавшими труда безвластного и в заключении отличалось единомыслием относительно взгляда на жизнь. Против умыслов Адыгской аристократии, Абадзехи единодушно восставали и поддерживаемые Убыхами, с которыми были в дружеских и родственных связях, разрушали козни в начале предприятия. С отнятием у Бжедухов бассейна р. Псекупса, а у Темиргоевских племен пространства земли по р. Белую, Абадзехи, удовлетворенные ею, прекратили завоевания. Мирная жизнь, полная земледельческого труда, родила зачатки гражданственности, чему много способствовали постоянные наезды адыгских удальцов. Каждое ущелье и река, смотря по населенности, поступили в распоряжение одного или нескольких набранных народом старшин, на обязанности которых лежало coxpaнениe внешней безопасности и внутреннего порядка. Эти старшины, потомки Оздемира, Кушмеза и ногайских мурз, родовой власти над населением не имели, а пользовались со стороны народа таким уважением, каким в нашем простонародном обществе пользуется купец или чиновник. Впоследствии времени влияние адыгских племен отразилось было и на Абадзехах, в отношении сословного разделения народа, но обстоятельства не благоприятствовали первым абадзехским старшинам, ставшим в уровень с тлекотлешами, присоединить  в этому званию и права, ему соответствующие.  Звание тлекотлеша, усвоенное ими для определения происхождения своего сравнительно  с происхождением  Адыг, и необходимое при мирных сношениях с ними, навсегда осталось званием.
    Тлекотлешами у Абадзехов были следующая Фамилии: от Оздемира  Дауров, Бешико, Хуштако и Еномуко; от Кушмеза — Анчоко, Джянкет, Безруко и Темдаш; от ногайских мурз — Едиге, Касай, Унароко, Джюбатур и Аджитляш. Остальной народ, названный Адыгами —тльфокотлем, принял это название после Бзиюкской битвы, результаты которой  его облагородили. По примеру адыгских племен и племя абадзехское имело сословие крестьян, но оно было в начале сформирования племени не значительное.
    Среди Абадзехов, занявших бассейн р. Псекупса, было две фамилии тлекотлешей: Едиг и Бешико, а из тльфокотля пользовались особенным уважением потомки Неджюка, того самого наездника, который прославил себя в народ во время изгнания Бжедухов. Неджюк, преследуя их, остановился на p. Супсе, в окрестностях нынешней Супской станицы, где его партия, из опасения обезсилить себя рассеяннием, поселилась аулом. Крепкая лесистая местность Неджюкохабля благоприятствовала Абадзехам отражать нападения бжедуховских князей и дворян соседних адыгских племен, набеги которых были постоянны и опустошительны за укрывательство беглого тльфокотля и огов. Бежать к Абадзехам значило для них навсегда освободиться от преследования корыстолюбивых властей. В период же заселения Абадзехами Псекупса, князья имели уже собственность, заботились об ее приращении и давили народ системою штрафов, основанной на обычаях, исходящих из уст сильного. Шапсугские и натухайские дворяне, интересы которых были нераздельны с интересами дворян бжедухских, при пособии их, таким же способом грабили народ. Впоследствии, когда мусульманская религия отдала  на обсуждение и решение духовенства часть преступлений народа, бедствие его еще более увеличилось. Духовенство стояло не стороне натухаевских и щапсугских  дворян, которые были первыми последователями Магомета.  Боязнь лишиться мирских благ, доставляемых торговыми сношениями с Турцией, и  утратить влияние нa народ, заставила дворян не только оставить христианскую веру, смутно понимаемую, но сделаться подданными Султана со всем народом, не думавшим однакоже о подданстве.  Этого мало; натухаевские и шапсугские  дворяне способствовали Крымским ханам Казы-Гирею и Девлет-Гирею  омусульманить все племена Западного Кавказа, что сопровождалось неумолимым истреблением народа, разорением его хозяйства и уводом с Кавказа множества жен и детей. Заметить нужно, что распространение мусульманской веры встретило в разных племенах отпор разных сословий. Так, в бжедугском, темиргоевском и кабардинском князья и дворяне сочли безчестием подчиниться  наставлениям мулл и отстаивали свои непрочные религиозные убеждения как независимость, а тльфокотль  напротив, в мусульманской вере увидел облегчение своей участи, защищал духовенство и  сохранил до настоящих времен, под титлом султанов, потомство тех крымцев, которые были оставлены ханами в роли приставов. В натухаевском и шапсугском племенах, особенно в последнем, тльфокотль, усмотрев в своих дворянах рьяных поборников новой веры, не уверовал в блаженство магометова рая, продолжал, по обычаю предков, ставить кресты, продолжал есть свинину и терпеть двойное иго. Что же касается Абадзехов, то они менее других пострадали от нашествия крымских ханов. Псекупские Абадзехи, укрыв жен, детей и имущество в глубине трущоб, почтительно приняли назначенных им мулл и признали Турецкого Султана повелителем гор. А Абадзехи по рекам Пшишу и Пшехе, встретив  ханов возле нынешней Пшехской станицы, хотя и потерпели жестокое поражение, но им удалось отстоять свои семейства и имущество, запрятанные в густые леса, которые тянутся вдоль левого берега р. Белой, между Белореченской и Ханской станицами. Убедившись, что Абадзехи защищают  не религиозные убеждения, а имущество, ханы не настаивали на разорении, а ограничившись оставлением у них значительного количества мулл, переправились через реку Белую. Радушным принятием мулл, Абадзехи  навсегда отделались от вторжений Турции в лице ханов и Апапского Паши, а строгим исполнением зекята, отделались от преследований  духовенства.  Другого ближайшегo влияния Турция над Абадзехами не имела, хотя и считала их подвластным племенем. Из вышеизложенного видно, что среднее сословие в адыгских племенах находилось в безотрадном положении В племенах, где  тльфокотль сочувствовал духовенству, участь его, как замечено выше, начала улучшаться; в пламенах же приморских, вся надежда тльфокотля возложена была на собственные силы и содействие Абадзехов, переживших введение  мусульманской веры без погрома и потери свободы. Сосредоточим же внимaниe исключительно на этих племенах, предпослав рассказ о торговле людьми, которая преимущественно принудила шапсугский и натухаевский тльфокотль воспользоваться удобной минутой к провозглашению свободы.

    Категория: Библиотека. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 1027 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]