Бассейн Псекупса. (продолжение).
Обратимся теперь к внутреннему устройству и управлению, бывшему у Абадзехов до Бзиюкcкой битвы. Во время восстания Оздемировцев против Хамышеевцев, первые нашли союзников в Адыгском казачестве, среди которого были выходцы и из Ногайского племени, удалившиеся с мурзами в горы от преследования крымских ханов. При таком разнообразии племенного состава Абадзехов, они не управлялись старшинами. Свободный, вольный народ, разделенный на шайки, подчинялся только предприимчивым наездникам, кто бы они нибыли, и слушался их до тех пор, пока под их предводительством не отбивал у Адыг землю. Едва же земля была занята, шайка рассеевалась, строила хутора, и до новой опасности не помышляла о сборе, следовательно не думала о власти. По понятиям Абадзеха, власть над ним принадлежала только Богу и главе семейства. Казалось бы, при таком порядке дел, самостоятельное существование племени, составленного из однодворцев — не мыслимо. Но вышло наоборот: обрабатывая усердно землю, оно мужало, увеличивалось постоянно новыми Адыгскими выходцами, искавшими труда безвластного и в заключении отличалось единомыслием относительно взгляда на жизнь. Против умыслов Адыгской аристократии, Абадзехи единодушно восставали и поддерживаемые Убыхами, с которыми были в дружеских и родственных связях, разрушали козни в начале предприятия. С отнятием у Бжедухов бассейна р. Псекупса, а у Темиргоевских племен пространства земли по р. Белую, Абадзехи, удовлетворенные ею, прекратили завоевания. Мирная жизнь, полная земледельческого труда, родила зачатки гражданственности, чему много способствовали постоянные наезды адыгских удальцов. Каждое ущелье и река, смотря по населенности, поступили в распоряжение одного или нескольких набранных народом старшин, на обязанности которых лежало coxpaнениe внешней безопасности и внутреннего порядка. Эти старшины, потомки Оздемира, Кушмеза и ногайских мурз, родовой власти над населением не имели, а пользовались со стороны народа таким уважением, каким в нашем простонародном обществе пользуется купец или чиновник. Впоследствии времени влияние адыгских племен отразилось было и на Абадзехах, в отношении сословного разделения народа, но обстоятельства не благоприятствовали первым абадзехским старшинам, ставшим в уровень с тлекотлешами, присоединить в этому званию и права, ему соответствующие. Звание тлекотлеша, усвоенное ими для определения происхождения своего сравнительно с происхождением Адыг, и необходимое при мирных сношениях с ними, навсегда осталось званием. Тлекотлешами у Абадзехов были следующая Фамилии: от Оздемира Дауров, Бешико, Хуштако и Еномуко; от Кушмеза — Анчоко, Джянкет, Безруко и Темдаш; от ногайских мурз — Едиге, Касай, Унароко, Джюбатур и Аджитляш. Остальной народ, названный Адыгами —тльфокотлем, принял это название после Бзиюкской битвы, результаты которой его облагородили. По примеру адыгских племен и племя абадзехское имело сословие крестьян, но оно было в начале сформирования племени не значительное. Среди Абадзехов, занявших бассейн р. Псекупса, было две фамилии тлекотлешей: Едиг и Бешико, а из тльфокотля пользовались особенным уважением потомки Неджюка, того самого наездника, который прославил себя в народ во время изгнания Бжедухов. Неджюк, преследуя их, остановился на p. Супсе, в окрестностях нынешней Супской станицы, где его партия, из опасения обезсилить себя рассеяннием, поселилась аулом. Крепкая лесистая местность Неджюкохабля благоприятствовала Абадзехам отражать нападения бжедуховских князей и дворян соседних адыгских племен, набеги которых были постоянны и опустошительны за укрывательство беглого тльфокотля и огов. Бежать к Абадзехам значило для них навсегда освободиться от преследования корыстолюбивых властей. В период же заселения Абадзехами Псекупса, князья имели уже собственность, заботились об ее приращении и давили народ системою штрафов, основанной на обычаях, исходящих из уст сильного. Шапсугские и натухайские дворяне, интересы которых были нераздельны с интересами дворян бжедухских, при пособии их, таким же способом грабили народ. Впоследствии, когда мусульманская религия отдала на обсуждение и решение духовенства часть преступлений народа, бедствие его еще более увеличилось. Духовенство стояло не стороне натухаевских и щапсугских дворян, которые были первыми последователями Магомета. Боязнь лишиться мирских благ, доставляемых торговыми сношениями с Турцией, и утратить влияние нa народ, заставила дворян не только оставить христианскую веру, смутно понимаемую, но сделаться подданными Султана со всем народом, не думавшим однакоже о подданстве. Этого мало; натухаевские и шапсугские дворяне способствовали Крымским ханам Казы-Гирею и Девлет-Гирею омусульманить все племена Западного Кавказа, что сопровождалось неумолимым истреблением народа, разорением его хозяйства и уводом с Кавказа множества жен и детей. Заметить нужно, что распространение мусульманской веры встретило в разных племенах отпор разных сословий. Так, в бжедугском, темиргоевском и кабардинском князья и дворяне сочли безчестием подчиниться наставлениям мулл и отстаивали свои непрочные религиозные убеждения как независимость, а тльфокотль напротив, в мусульманской вере увидел облегчение своей участи, защищал духовенство и сохранил до настоящих времен, под титлом султанов, потомство тех крымцев, которые были оставлены ханами в роли приставов. В натухаевском и шапсугском племенах, особенно в последнем, тльфокотль, усмотрев в своих дворянах рьяных поборников новой веры, не уверовал в блаженство магометова рая, продолжал, по обычаю предков, ставить кресты, продолжал есть свинину и терпеть двойное иго. Что же касается Абадзехов, то они менее других пострадали от нашествия крымских ханов. Псекупские Абадзехи, укрыв жен, детей и имущество в глубине трущоб, почтительно приняли назначенных им мулл и признали Турецкого Султана повелителем гор. А Абадзехи по рекам Пшишу и Пшехе, встретив ханов возле нынешней Пшехской станицы, хотя и потерпели жестокое поражение, но им удалось отстоять свои семейства и имущество, запрятанные в густые леса, которые тянутся вдоль левого берега р. Белой, между Белореченской и Ханской станицами. Убедившись, что Абадзехи защищают не религиозные убеждения, а имущество, ханы не настаивали на разорении, а ограничившись оставлением у них значительного количества мулл, переправились через реку Белую. Радушным принятием мулл, Абадзехи навсегда отделались от вторжений Турции в лице ханов и Апапского Паши, а строгим исполнением зекята, отделались от преследований духовенства. Другого ближайшегo влияния Турция над Абадзехами не имела, хотя и считала их подвластным племенем. Из вышеизложенного видно, что среднее сословие в адыгских племенах находилось в безотрадном положении В племенах, где тльфокотль сочувствовал духовенству, участь его, как замечено выше, начала улучшаться; в пламенах же приморских, вся надежда тльфокотля возложена была на собственные силы и содействие Абадзехов, переживших введение мусульманской веры без погрома и потери свободы. Сосредоточим же внимaниe исключительно на этих племенах, предпослав рассказ о торговле людьми, которая преимущественно принудила шапсугский и натухаевский тльфокотль воспользоваться удобной минутой к провозглашению свободы.
|