В нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых увидел свет фотоальбом «Черкесы: воины и мастера»
Это поистине монументальное издание (328 страниц формата А 4)
удивительно по богатству и широте представленного материала, необычно
по форме, оригинально по подаче.
Стоит сказать, что художник издательства Жанна Шогенова (автор проекта и
его воплощения в жизнь) отдала данной работе несколько лет. В
результате удалось добиться того, что в альбоме представлены
практически все существовавшие виды традиционных черкесских
ремесел. Материалами для него стали экспонаты из музеев Российской
Федерации (Исторического, Адыгейского, Кабардино-Балкарского,
Пятигорского и др.), а также многочисленных частных коллекций, в
том числе и зарубежных (Турция).
Обладая весьма ограниченными возможностями и понимая, что объять
необъятное невозможное, издательство, тем не менее, попыталось
показать искусство черкесских мастеров как можно полно, широко,
всесторонне. Означенной цели призван способствовать визуальный
видеоряд, представленный разновременными (начиная с XVI века)
работами художников и фотографов, на которых, говоря пушкинскими
словами, запечатлен черкес – «оружием обвешан; /…На нем броня, пищаль,
колчан, / Кубанский лук, кинжал, аркан / И шашка, вечная подруга / Его
трудов, его досуга».
Издание «Черкесы: воины и мастера» снабжено многочисленными сносками и
комментариями, переводами текстов и названий представленных
предметов на английский и кабардинские языки, в нем сотни
иллюстраций, многие из которых неизвестны не только широкому читателю,
но и специалистам. Отпечатано оно на самом высоком полиграфическом
уровне с полным соответствием цветовой гаммы оригиналам; впечатляет
дутый (с лакировкой и тиснением золотом) переплет, а футляр делает
издание изысканным и приятным подарком. Затраты на подготовку альбома
и его печать значительно превысили возможности издательства, но
откликнулся на просьбу об участии лишь один человек – москвич Алексей
Дмитриевич Гнедовский (Инвестиционная компания «Велес Капитал»).
Удивление и гордость испытывают все, кто уже ознакомился с этим
изданием, так как большинство только из фотоальбома узнали, насколько
многообразна, грандиозна, неповторима материальная история
черкесского народа.
Мы попросили одного из руководителей издательства Виктора Котлярова
рассказать подробнее о работе «Черкесы: воины и мастера»:
Сегодня Черкесия, которую немецкий историк культуры второй половины
XVIII века Иоганн Готфрид Гердер образно назвал «родиной красоты», –
страна, которой нет на карте. Рассеяны по миру материальные образцы
черкесской культуры – той самой, что некогда служили образцом для
подражания у народов Кавказа, привлекала как своим внешним видом, так и
внутренним содержанием, ибо обладала особым стилем, для которого
характерны функциональная соразмерность, идеальная гармония,
художественная красота. Последняя являлась составной частью любого
предмета – будь то оружие, доспехи, одежда, конское снаряжение,
предметы быта.
Военный уклад жизни черкесов отразился в первую очередь на ремеслах,
связанных с обработкой металла (кузнечном, серебряном) – именно в
производстве оружия лучшими мастерами был достигнут высочайший уровень
профессионализма. Кабардинские панцири и кольчуги поставлялись в
Персию; булатные сабли и кинжалы ковались кабардинскими оружейниками в
Москве, куда для работы приглашались лучшие из них. Из истории
известно, что из-за профессиональных мастеров оружейного дела порой
разгорались настоящие битвы. И этому есть объяснение: творчество настоящего умельца выражалось не только в рождении
удивительных по своей красоте и эстетической ценности вещей, как
способствовало созданию новой культуры народа, ее поднятию на более
высокий уровень общественного развития. Черкесская шашка, черкесский
кинжал, черкесское ружье – эти словосочетания стали синонимом качества
(если так выразиться) и искусности; «золотые и серебряные
украшения, как писал поляк Теофил Лапинский (1827–1886), участник
борьбы адыгов за независимость, вызывают восхищение европейского
любителя оружия».
Основным признаком, позволяющим говорить о черкесском происхождении
тех или иных оружейных предметов, является орнаментика, которой
присущ, по наблюдению исследователя Е. М. Шиллинга, «крупный и редкий
рисунок, при котором остается много свободного фона, подчеркивающего
монументальность рисунка»; техника украшения серебра – гравировка и
чернь.
Орнаментика характерна также для национального костюма, женских и
мужских поясов, обуви, ювелирных и шорных (связанных с изготовлением
ременной упряжи, седел, уздечек) изделий, предметов быта, деревянной
утвари.
Адыгский национальный костюм, в первую очередь женский, – это
разнообразие ярких орнаментов, великолепное золотное и серебряное
шитье, на которое делался основной акцент, обилие басонных (плетеных)
изделий (тесьма, галуны, позументы, шнуры, кисти, подвески). Особенно
ярко и впечатляюще покрой и декорирование проявились в всемирно
известной черкеске, определяемой сегодня как кавказская национальная
одежда, бурке и башлыке, женских платье и шапочке, оказавших
непосредственное влияние на одежду не только других народов Кавказа, но
и кубанских, донских, терских казаков.
Соразмерностью, изысканностью, симметричной контрастностью
отличаются изделия из кожи адыгских мастеров – предметы военного
снаряжения, атрибуты конской сбруи, обувь, приспособления для ношения
– кисеты, сумки, бурдюки…
Понимая всю ответственность, которую взяло на себя издательство,
озаглавив свой долголетний труд обобщающим понятием «Черкесы…», мы
надеемся, что будут сделаны дальнейшие шаги по раскрытию
самобытности народа, оставившего заметный след на скрижалях мировой
истории.
Текст и фотографии любезно предоставлены "Издательством М. и В. Котляровых".
|