I. Общие сведения
Темиргоевцы
- народ черкесского племени. Они в настоящее время живут в Майкопском отделе
Кубанской области, по реке Лабе и ее притокам, и населяют следующие 7 аулов:
Егерухаевский, Хачемизиевский, Джерокаевский, Пшижевский, Хатажукаевский, Темиргоевский
и Хатукаевский. Всего в этих аулах жителей около 2 тыс., включая в это число
смешавшихся с темиргоевцами абадзехов и кабардинцев (дворов 20) и занимающихся
мелкой торговлей казанских татар, которые составляют дворов до 60 на все аулы.
Кроме этого магометанского населения, в темиргоевских аулах живут человек 500
русских - это частью мелкие служащие (писари, почтальоны, полицейские
урядники), больше же - ремесленники.
Главное
занятие темиргоевцев - земледелие и скотоводство. Из видов земледельческой
промышленности первое место занимает хлебопашество (сеют пшеницу, рожь, просо,
кукурузу, овес и подсолнечник); огородничеством же и садоводством темиргоевцы
занимаются в очень малых размерах, лишь для домашнего обихода. Из видов
скотоводства наибольшей любовью и успехом пользуется здесь коневодство:
темиргоевские лошади продаются не только в другие места Северного Кавказа, но
и во внутреннюю Россию. Из других отраслей сельского хозяйства охотнее всего
темиргоевцы занимаются пчеловодством.
Термиргоевский
язык представляет собой одно из наречий черкесского языка; он в общем сходен с
наречием кабардинским, хотя имеет и свои местные особенности; эти особенности
относятся, главным образом, к произношению и
окончанию некоторых слов, но есть и различие в некоторых общеупотребительных
словах; так, например, по-кабардински теплая комната называется «пешь», а
по-темиргоевски - «собе»; по-кабардински правда — «пежь»,
а по-темиргоевски — «шъыпкъэ». Собственной письменности
темиргоевцы не имеют; для документов же пользуются русским
языком или арабским; на последнем пишутся лишь те
документы, которые составляются в мечетях. Арабские письмена
понятны одному только духовенству и весьма немногим
из мирян, хотя арабскую грамоту как механизм сочетания
звуков, обозначенных арабскими буквами, почти все темиргоевцы
изучают в магометанских школах, так называемых медресе. Такие школы имеются
при каждой мечети и содержатся на общественные средства. В медресе, кроме
изучения арабской грамоты, занимаются еще чтением Корана, но без всякого
толкования смысла его. На вопрос любознательного ученика о значении того или
другого прочитанного места из Корана учитель обыкновенно отвечает, что он сам
плохо понимает, а потому боится своими ошибочными толкованиями оскорбить
святость Корана. Преподают в медресе эфенди и муллы, но они занимаются только
со старшими учениками, которые, в свою очередь, обучают младших. Взаимное
обучение, составляющее главную особенность медресе, применяется здесь в
широких размерах и охватывает собой не только обязательные предметы - арабскую
грамоту и чтение Корана, но и всякие знания и умения, которые пожелает приобрести
ученик от своих старших товарищей, принесших эти знания и умения в школу из
семьи или в виде особой милости получивших их от эфенди; так, в некоторых
темиргоевских медресе ученики изучают при помощи сведущих товарищей арифметику
и геометрию, изложенные на арабском языке и заключающие в себе некоторые
своеобразные приемы вычисления и измерения.
Русские
школы имеются в четырех аулах: одна из них, нормальная, находится в ауле
Хакуриновском (Хотя аул Хакуриновский принадлежит не темиргоевцам, а абадзехам,
но в содержании находящейся там нормальной школы темиргоевцы принимают
значительное участие и состав учащихся в ней наполовину термигоевский) а три,
общественные, - в аулах Егерухаевском, Джерокаевском и Хатукаевском. Стремление
к русскому языку и русскому образованию за последнее время у темиргоевцев значительно
усилилось: почти нет такого взрослого темиргоевца, который не говорил бы, хотя
и плохо, по-русски; кроме переполнения учениками-темиргоевцами местных
начальных русских школ, имеются уже темиргоевские юноши в учебных заведениях
высшего типа: 25 темиргоевцев учатся в Майкопском техническом училище, 3 - в
Ставропольской гимназии (в 4, 5 и 6-м классах) и 1 кончает курс в Кубанской
учительской семинарии.
Орудия
труда, устройство жилищ, пища и одежда у темиргоевцев мало чем отличаются от
таковых у других
кавказских
горцев; только женский наряд представляет некоторые особенности, о которых
будет сказано ниже при описании темиргоевской свадьбы.
II. Клятвенное братство
Кроме
аталычества, черкесов, не связанных кровными узами, объединяет еще обычай,
называемый «тхариош» (клятвенное братство). Этот обычай, по словам темиргоевцев,
тоже древнего происхождения. Особенно же широкое распространение он получил в
то время, когда черкесы переходили на плоскость. Вынужденные силой
обстоятельств поселиться малыми поселками среди чужих племен, относившихся к
новым поселенцам враждебно, черкесские племена почувствовали братское влечение
друг к другу и потребность забвения старой домашней вражды, раздиравшей их во
время свободной жизни в горах. Следствием этого братского взаимного влечения
явилось у черкесов, разбросанных среди чуждого им населения, стремление к
возможно быстрому объединению в братские союзы. Осуществлению этого стремления
способствовало, кроме аталычества, так сказать, действительного молочного
усыновления,- особое условное усыновление, которое мы назвали клятвенным братством. Акт клятвенного
побратимства заключался в следующем: собирались жители обоих аулов, желающих
вступить в клятвенное братство, на условленном месте и становились друг против
друга. Затем выходил из числа жителей одного аула почетнейший мужчина, а из
числа жителей другого - почетнейшая женщина, и вторая перед лицом всех
собравшихся усыновляла первого известным способом молочного усыновления
взрослых; при этом он говорил: «С этого дня я буду твоим сыном». Потом почетные
представители полов от аулов менялись, и повторялась та же церемония с другой
парой. После этого выходило из каждой группы по нескольку мужчин на середину
между стоящими группами и на виду у всех клялись на Коране, что они и все их
однофамильцы обязуются оказывать друг другу во всем взаимную помощь. В этом
обещании нельзя, конечно, усматривать договор общими силами добиваться
политической свободы (черкесы тогда уже примирились со своим подчинением
русскому владычеству), а имелась в виду лишь материальная и нравственная
поддержка в сношениях с соседними иноплеменными поселениями; эта нравственная
и материальная помощь касалась главным образом тех случаев, когда результатом
ссоры или иного столкновения с соседями кто-либо из членов клятвенного союза
оказывался убитым. Тогда, в силу клятвенного братства, все члены этого братства
должны были искать случая отомстить кровью племени убийцы, если последнее не
даст установленного выкупа. Кровавая месть направлялась или на самого убийцу,
или на кого-либо из его близких родных, большей же частью на воспитанника,
отданного на попечение фамилии, к которой принадлежал убийца. Убить
воспитанника считалось более важным, чем убить трех или четырех членов фамилии.
В свою очередь, если член клятвенного союза убьет кого- нибудь из посторонних,
то все члены союза должны помочь фамилии в уплате требуемой за убийство суммы.
Тогда плата распределялась равномерно между фамилией убийцы и другими
фамилиями, входившими в состав клятвенного братства.
В
настоящее время клятвенное братство не заключается между целыми группами
черкесов, а только между двумя отдельными лицами одного или разных аулов, и
притом на какой-либо один вид помощи: главным образом, молодые люди братаются
для взаимного содействия в добывании себе жен. Современное клятвенное побратимство
не сопровождается клятвой на Коране, а выражается лишь обещанием взаимной
помощи, ради которой оно совершается, и, кроме самих побратимов, ни на кого
больше не распространяется.
III. Обычное право при разделе имущества
Общественные
земли у темиргоевцев переделяются через каждые девять лет поровну между всеми
лицами мужского пола без различия возраста: даже на только что родившегося
мальчика отводится пай, равный с паями других мужчин. Собственные же участки,
родовые или благоприобретенные, по смерти владельца делятся между членами семьи
так: одна восьмая часть отводится вдове его, а остальное распределяется между
сыновьями и дочерьми с таким расчетом, чтобы на каждого сына пришлось вдвое
больше, чем на каждую дочь; старший
сын
при этом разделе недвижимости не только не пользуется никакими преимуществами,
но наоборот - получает меньше младшего
брата своего, которому, кроме участка земли, равного участкам других братьев,
остается еще и дом с усадьбой; за это он обязан содержать мать и сестер.
Все
движимое имущество, оставшееся по смерти главы семьи, кроме оружия, делится
почетными стариками на столько равноценных, по их мнению, частей, сколько
сыновей осталось у покойника; хотя расценку недвижимого имущества старики
производят по всей справедливости, и против нее никто не имеет права
возражать, но во избежание даже скрытого неудовольствия между братьями, на
случай если бы кому-нибудь из них досталась часть наследства, оцененная ниже
своей стоимости, сами сыновья один после другого, в порядке старшинства, имеют
право выбирать какую угодно из разделенных стариками частей. Свое оружие глава
семьи распределяет между сыновьями еще при жизни, причем лучшее завещает тому
же, к кому переходит и дом, т. е. младшему сыну как охранителю домашнего очага.
Собственность матери, состоящая из дорогих украшений (металлический пояс,
расшитая золотом шапка, золотые и серебряные пуговицы) переходят к дочерям по
ее личному завещанию; большей частью дочери получают поровну, и из полученных
ими от матери украшений сами уделяют по нескольку вещиц дочерям своих аталыков.
IV. Круговая помощь
У
черкесов есть обычай ходить в другой аул своего племени или чужого, но
дружественного, за подарками, или, лучше сказать, за материальной помощью:
является в саклю к какому-либо богатому черкесу чужак-гость с ничтожным
гостинцем (седло, плеть, мужской кожаный пояс). Хозяин, не расспрашивая гостя о
цели прихода, ласково встречает его и радушно угощает в течение трех дней, и
уже затем обращается к посетителю со следующим деликатным вопросом: «Так как
ты уже теперь не гость наш, а свой человек, то скажи откровенно, не нуждаешься
ли ты в какой-либо помощи от нас?». Гость заявляет, что, по случаю ли постигшего
его ниву неурожая, ему нужен запас хлеба на целую зиму, или, по случаю бывшего
в их ауле падежа на скот, он нуждается в стаде овец, нескольких парах рогатого
скота, косяке лошадей. Но бывает и так, что гость, во избежание личного
объяснения с хозяином сакли о цели прихода, не ожидает вопроса, а
предупреждает его, выразив свою нужду кому-либо из младших членов семьи. Узнав
желание гостя, хозяин сакли идет к старикам аула совещаться с ними о том -
удовлетворить ли просителя или отказать ему; если за просителем или его родом
не числится никаких дурных поступков по отношению к этому аулу, а тем
более если он принадлежит к фамилии, когда-либо оказавшей этому аулу услугу, то
старики решают исполнить просьбу гостя, не взирая на размер просимого; и решение
стариков исполняется в точности: к назначенному сроку проситель получает все
обещанное, для чего черкесу, которого гость удостоил своим обращением с
просьбой, помогают все жители аула, а в случае затруднения обойтись своими
средствами обращаются за помощью в соседние аулы. Оказанная чужаку поддержка,
иногда стоящая больших жертв самим оказавшим ее, не налагает на первого никаких
обязательств: никто из помогавших ему никогда не напомнит об оказанной услуге,
если даже сам будет нуждаться в ней, то отплата предоставляется личному
усмотрению облагодетельствованного гостя и его рода и служит у черкесов
мерилом фамильной честности и благородства.
Если
черкес не может засеять своего поля по каким- либо уважительным причинам (попал
в тюрьму, лишился дорогого члена семьи, и вся семья поэтому случаю находится в
сильной печали; если он разорен грабежом или пожаром), то поле его
обрабатывается и засевается кем-либо из зажиточных соседей, свободных от
полевых работ, а созревший хлеб убирается всей молодежью аула и свозится на
двор хозяина; семена возвращаются тому, кто сделал посев, а остальное поступает
в собственность владельца поля, без всякого с его стороны вознаграждения за
труды. Так же точно обрабатывается и поле вдовы, оставшейся с малолетними
детьми, пока она не вступит в новый брак.
Существует
у черкесов полевая помощь и за угощение, что делается по пятницам, как и у
русских в праздничные дни. Этот обычай появился сравнительно недавно, потому
его надо считать не коренным черкесским, а заимствованным.
V. Изгнание скотской чумы
Несколько
лет тому назад в темиргоевских аулах свирепствовала чума рогатого скота. После
продолжительной безуспешной борьбы с этой эпидемией домашними медицинскими
средствами темиргоевцы решились прибегнуть к старинному обычаю, унаследованному
от предков,- устроить торжественный обряд изгнания скотской чумы.
Вот
как совершен был этот обряд, по словам очевидца: выше аула Хатажукаевского,
где берег реки Фарса, на котором стоит аул, круто обрывается, черкесы проделали
в круче пологий тоннель, по которому можно выйти из реки на ровную поверхность
в нескольких саженях от берега. В середине тоннеля выкопали небольшую яму,
положили в нее черную кошку, связанную серебряным поясом; яму заложили досками
и присыпали сверху землей. Затем добыли огонь трением двух гнилых орешин одна
об другую и этим огнем разожгли небольшой костер над закрытой ямой с кошкой.
Все эти приготовления делались на виду у собравшейся на берегу громадной
толпы черкесов. Когда костер запылал, с другого берега пастухи погнали через
реку раньше собранный скот, направляя его в тоннель. Пока пастухи перегоняли
скот через тоннель — и это продолжалось немало времени, так как скот неохотно
шел этим путем,- эфенди и мулла пели священнные магометанские песни. Наконец,
удалось перегнать на этот берег весь скот,
очищенный на своем пути водой и огнем; после этого открыли яму, развязали
кошку и выпустили ее на свободу. Кошка, еле живая, оставалась на месте, дико
озираясь по сторонам, пока один черкес не выстрелил в пространство из револьвера.
Тогда испуганная кошка опрометью пустилась по направлению к аулу. Толпа
разошлась по домам, глубоко убежденная, что скотская чума теперь изгнана. И
действительно, она скоро прекратилась, благодаря приехавшим ветеринарам.
Тоннель
долго еще оставался неразрушенным на потеху темиргоевским ребятишкам.
VI. Изгнание холеры
Во
время холерной эпидемии в 1892 году испуганные темиргоевцы обратились к
старикам, прося их вспомнить, каким средством спасались раньше черкесы от
подобного бедствия; те воскресили в своей памяти религиозный обряд изгнания
холеры, который и был совершен в каждом темиргоевском ауле.
Вот
его описание: выбрали темиргоевцы из своей среды самого праведного старика, а
именно такого, который, по общему мнению, во всю свою долголетнюю жизнь ничего
не украл; затем зарезали в присутствии магометанского духовенства годовалого
бычка и содрали с него кожу; эту кожу вложили в правую руку выбранного старика-праведника,
а в левую руку дали ему посох. За стариком стали все почетные лица аула и
духовенство, а за последними - весь народ и в таком порядке стали обходить аул
по прямым линиям так, чтобы весь пройденный путь вокруг аула представлял собой
правильный четырехугольник, обращенный сторонами по направлению стран света.
Впереди процессии везли запряженный волами плуг, делая на каждой стороне
четырехугольника, образуемого бороздами, небольшие пропуски, аршина в
полтора-два, для ухода из аула холеры. По окончании обхода духовенство совершило
моление, а затем вся процессия отправилась к мечети; там зарезали несколько
голов раньше купленного на пожертвования скота и принесли Аллаху жертву
(«курман»); остатки же мяса жертвенных животных раздали бедным. Вся эта
церемония повторялась три дня; только следующие дни обход вокруг аула
совершался без плуга.
VII.
Моление о дожде
Во
время продолжительной засухи, в одну из пятниц, когда все темиргоевцы
собираются в мечеть для полуденного намаза, эфенди объявляет всем присутствующим,
что наступило время обратиться к Аллаху с просьбой о дожде, а потому он
предлагает собирать деньги на
покупку
жертвенных животных (быков или коров). Предложение эфенди немедленно
исполняется. На собранные деньги покупается для каждого аула по одной или две
головы скота, а затем, совершив омовение, все жители каждого аула с эфенди во
главе отправляются к своим нивам, ведя за собою жертвенных животных. Придя на
нивы, все становятся в ряды, и эфенди читает просительные молитвы о
ниспослании на землю дождя. После это го связывают каждое животное, кладут его
на землю головой на восток, а ногами к югу, выкапывают около головы ямку для
стока крови, и эфенди, возгласив особую жертвенную молитву, собственноручно
закалывает животное, кровь которого стекает в ямку. Шкуру жертвенного
животного берет себе эфенди, а мясо тут же жарится и частью поедается на
месте, частью же разбирается по саклям беднейшими жителями аулов. Описанный обряд
называется по-темиргоевски «меш-курман», что значит: жертва о даровании
дождя на засеянные нивы («мешь» - просо на корню, «курман» - жертва). Это современное,
так сказать, магометанское моление о дожде; но бывает у темиргоевцев и другое -
носящее несомненные следы древнего язычества.
Лет
пять тому назад в одном из темиргоевских аулов, по словам очевидца,
испрашивание дождя происходило таким образом: собравшаяся молодежь под
руководством стариков вынесла за аул деревянную лопату, прикрепила к ручке ее,
немного ниже лопасти, крестообразно палку; затем на приготовленную таким
образом основу надели старое женское платье, закрывавшее всю ручку лопаты;
продели концы палки в рукава платья, а лопасть обернули тряпками и на
полученном подобии головы нарисовали глаза, нос и рот, и повязали изображение
головы платком. Это чучело называется по-темиргоев- ски «ханце-куаше» («ханце»
- деревянная лопатка, «куаше» - княгиня). Две девушки взяли лопату-княгиню себе
на плечи и, окруженные всеми остальными своими подругами (человек 50), с особой
песней, отправились по улицам аула, заходя в каждый двор, где их обязательно
обливали водой и чем-либо одаривали. Песня, которая пелась в это время
девушками, состояла лишь из нескольких слов, которые в переводе означают:
«Ведем княгиню-лопату и просим дождя». Песня заканчивалась припевом
«воареда», что соответствует русскому песенному припеву «ай-люли».
Обойдя
все улицы аула, девушки принесли чучело к реке: здесь они разделили подарки, а
затем вместе с лопатой-княгиней бросились в воду купаться, причем на всех
проходивших мимо бросались со смехом и тащили их в воду.
VIII. Свадьба у
темиргоевцев
У
темиргоевцев браки заключаются как для мужчины, так и для женщины в возрасте
не моложе 17 лет и приурочиваются обыкновенно ко времени окончания полевых
работ. Браки заключаются большей частью по предварительному соглашению между
родителями жениха и невесты; но, кроме таких браков, бывают браки уходом, в том
случае, когда родители не согласны, а девушка согласна: тогда ее, по тайному с
ее стороны согласию, увозит жених. Бывают еще браки насильственные - это в тех
случаях, когда нет согласия ни со стороны отца невесты, ни со стороны ее
самой; тогда жених насильно увозит девушку, одним словом, крадет ее.
Браки,
заключающиеся по взаимному соглашению родителей, обставляются таким образом.
Отец жениха выбирает для переговоров старика-родственника или хорошего
знакомого, и это лицо ведет переговоры, но не с самим отцом невесты, а с лицом,
доверенным отца девушки, ближайшим его родственником или другом. Следует
заметить, что женщины во всех свадебных переговорах устраняются от всякого
участия. Когда переговоры удачно окончены, и отцы жениха и невесты оповещены
об этом, тогда сообщают о выборе жениху и невесте, но и здесь отцы
непосредственно не имеют права передавать детям своей воли, а делают так: отец
жениха сообщает о своем решении старику-родственнику или ближайшему знакомому,
а тот в свою очередь передает близкому товарищу жениха, и от последнего,
наконец, узнает жених волю отца. Отец невесты поступает таким же образом, с той
только разницей, что выбирают для передачи решения отца старуху, а та передает
об этом невесте через девушку, ее подругу.
Точно
так же, как и в первом случае, т. е. по согласию отцов, с той только разницей,
что дело обходится без засад и побоищ и число молодых людей, сопровождающих
жениха, бывает невелико, всего человек 5-6. Раньше извещенная девушка
поджидает жениха; приблизительно около полуночи к ней стучат в окно; лишь
только она выйдет, ее берут крепко за руку («Держи девушку крепко за руку, а то
уйдет» - выражение темиргоевцев), выводят на улицу, мчатся на приготовленных
лошадях в свой аул и на пути заключают брак у первого встречного эфенди; при
этом калым бывает меньше, чем при браке по выбору отцов; все же последующие
свадебные церемонии проходят в том же порядке, как и в первом случае.
Но
бывают союзы, заключенные насильно не только без согласия родителей с обеих
сторон, но даже и против желания девушки; это бывает в том случае, когда молодому
человеку понравившаяся девушка не сочувствует и на предложение вступить с ним в
брак отказывает. Тогда жених насильно крадет девушку и обставляет это похищение
таким образом: жених подгоняет обыкновенно время похищения к посту, когда все
мужчины и, главным образом, старики по целым дням выстаивают в мечетях на
молитве и возвращаются по домам лишь ночью, дома же остаются только женщины и
дети; вот этим-то временем и пользуется жених: собирает человека три- четыре
удальца-товарища, выбирают хороших лошадей, потихоньку прокрадываются в аул к
дому девушки, незаметно устраиваются в засаде и терпеливо ждут, пока не выйдет
во двор намеченная девушка, и, едва она покажется, ее быстро схватывают, садят
на лошадь к кому- нибудь из всадников и скачут что есть духу из аула.
Выкраденную девушку везет жених обыкновенно не в свой аул, а в чужой,
куда-нибудь подальше, но и там долго не остается, чтобы их не настигли: жениху
приходится некоторое время колесить по аулам. Похищенную девушку джигит
насильно заставляет вступить с ним в союз, но если она после этого изъявляет
свое согласие на брак, то тут же в первом попавшемся ауле зовут эфенди, который
благословляет их союз, а затем заключают контракт. В этом случае размер калыма
может быть значительно больше обыкновенного, так как отец похищенной девушки,
в случае несогласия похитителя уплатить требуемую сумму, угрожает ему
уголовной ответственностью. После заключения брака молодой уже смело возвращается
в свой аул, и свадьба оканчивается обычным порядком.
В
большинстве случаев похищенная девушка бывает принуждена вступить в
ненавистный для нее союз - в противном случае ее ожидает тяжелая судьба: брошенная
похитителем* она никогда уже не выйдет замуж и вызывает к себе всеобщее
презрение, так что ей поневоле приходится соглашаться на брак в надежде на
скорый развод.
IX. Развод, вдовство и строгость женских нравов
Разводы
у темиргоевцев в большом ходу и совершаются чрезвычайно просто и подчас по
всяким незначительным причинам: если жена непочтительна к мужу или свекрови и
другим родственникам, если она перестала нравиться мужу, если плохого
характера, если ленивая - все это может служить для мужа причиной развода с
женой. Жена, в свою очередь, просит развода, если муж или другие родственники
обращаются с ней плохо, и наконец, если она не любит мужа; последней причины
она не смеет сказать прямо, а придумывает какую-либо другую. Если муж желает
развестись с женой, то прямо объявляет ей свое желание и требует оставить его
дом, и в этом случае отдает жене другую половину калыма, с которым она и
возвращается в дом своего отца. Когда жена желает развестись с мужем, то тоже
заявляет о своем желании мужу, и в этом случае калым уже не возвращается
жене. Разведенные муж и жена очень скоро снова вступают в брак с другими и
тоже, быть может, на короткое время. Разведенная женщина, выходя замуж за
другого, снова получает за себя калым, но меньшего размера (за крестьянку дают
200 руб., а за дворянку - 400 руб.). Если у разведенной женщины были дети, то
последние всегда остаются у отца, и таким образом иногда набирается в одной
семье детей от двух, трех и более матерей до 8-10 человек.
Начавшийся
развод иногда кончается примирением, если родственники той или другой стороны
хлопочут о том и уговаривают супругов помириться; так, например, муж по совету
родственников обещает жене лучше с ней обращается; но это опять лишь до первого
случая.
Вдовы
у темиргоевцев свободно выходят замуж за другого, но калым за них дается
меньший, как и за разведенную женщину.
Относительно
целомудрия женского можно сказать лишь одно, что оно строго соблюдается и
малейшее отступление преследуется; почти не бывает случаев, чтобы девушка или
вдова незаконно прижила ребенка или вступила в незаконную связь:
подобный проступок наказуется чрезвычайно жестоко. По обычаю темиргоевцев, мужчину
и женщину, замеченных в прелюбодеянии, зарывают по горло в землю и до смерти
забивают камнями всем аулом. Подобный суровый приговор состоялся недавно в
одном из аулов, но присужденный к казни соблазнитель утопился, а женщину
простили, но выгнали из аула. В последнее же, однако, время нравы несколько
смягчились и за подобные проступки уже не предают казни, а провинившуюся
девушку или вдову с позором выгоняют из аула. Если же замужняя женщина
окажется неверна мужу, то муж сам ведет суд и расправу, и считается, что он
вправе убить как жену, так и любовника. Но все это случается очень редко и
только как исключительное явление среди темиргоевцев.
Сборник
материалов для описания местностей и племен Кавказа
(СМОМПК). Тифлис, 1901. Вып. 29.