Это один из редких фотопортретов Хаджибеча Шханчериевича АНЧОКА – адыгского просветителя, медика, создателя адыгейского алфавита.
Родился он в горном ауле Лыготх, который находился в горах Адыгеи, но вскоре его семья – мать и младшая сестра Кутас переселилась в аул Ассоколай. Хаджибеч рано потерял отца, который погиб во время Кавказской войны, и все заботы о семье легли на плечи матери. По воспоминаниям современников, она была прекрасной швеей, получала много заказов от состоятельных людей, и вскоре благодаря ее трудолюбию семья перестала в чем-либо нуждаться.
Сам Хаджибеч проявил способности к наукам с юных лет. Выезжая по семейным делам в крупные кавказские города – Пятигорск и Екатеринодар, живо интересовался различными техническими новшествами и хотя не обучался грамоте в школе, быстро научился читать и писать по-русски и по-арабски. Вскоре Хаджибеч Анчок на арабской графической основе составил первый западноадыгский алфавит. Первыми его учениками стали собственные дети.
Став зрелым мужчиной, Хаджибеч Анчок начал интересоваться лечебным делом и успешно врачевал не только односельчан, но и больных из отдаленных аулов. Его познания в области медицины оставались загадкой даже для его детей. Причем лечил Анчок не с помощью трав, а посредством аптечных препаратов, которые можно было раздобыть в крупных центрах. Сын Нух вспоминал, как отец посылал его в Екатеринодар к аптекарю, который выдавал все нужные лекарства по составленному Хаджибечем списку.
Старшая дочь Хаджибеча Анчока - Гошефыж рассказывала своей дочери Малайчет, как помогала отцу делать трепанацию черепа. Впоследствии медикаментозным лечением по рецептам отца занимался и сын Нух.
Однажды Хаджибеча пригласили на сход аула, где стоял вопрос о разделе земли между аульчанами. Явившись на сход, он узнал, что земля предварительно уже разделена между семьями. Был зачитан список получивших ее, но в нем не оказалось соседского мальчика, которого считали незаконнорожденным, а по законам предков таким детям земельный надел не выделяли. Этот мальчик раньше жил с матерью и бабушкой, но они умерли, и, оставшись совсем один, он питался у добрых людей. Часто сироту звали в дом Хаджибеча и подкармливали. Посчитав такое распределение несправедливым, Хаджибеч возмутился, почему Лелюху (так звали мальчика) не дали землю. Человек, ведущий сход, заметил: «Разве ты, Хаджибеч, не знаешь законов наших предков? Не мы их придумали, не нам их отменять. Найди парню отца, и мы дадим ему землю». Совершенно неожиданно для всех присутствующих Хаджибеч заявил: «Я его отец, дайте ему землю». Наступило гробовое молчание. Наконец кто-то выкрикнул: «А почему он не живет в твоем доме?», на что Хаджибеч ответил: «Теперь будет жить». Никто не стал ему возражать, все расходились молча, удивленные услышанным. Хаджибеч, не заходя домой, пошел в ветхий соседский домик, где уже спал мальчик, разбудил его и сказал: «Пойдем домой, с этого дня будешь жить в моем доме, потому что ты - мой сын». Взяв полусонного Лелюха за руку, Хаджибеч привел его в свой дом и уложил в постель в своей комнате. Утром, когда все домочадцы уже встали и собрались позавтракать, вошел Хаджибеч. Держа за руку мальчика, он сообщил домочадцам: «Лелюх - мой сын и с этого дня будет жить с нами, и если кто-нибудь посмеет его упрекнуть в чем-либо или обидеть, будет иметь дело со мной». Слово отца было законом, так мальчик стал членом семьи Анчок, где его все любили и относились как к младшему брату. Шли годы, Лелюх стал ловким и сильным юношей. Во всех играх выходил победителем. Ему завидовали сверстники и чтобы досадить, бросали в лицо обидные слова, говоря, что он незаконнорожденный. Лелюх в слезах прибегал домой и бросался в объятия бабушки, она, успокаивая, гладила его по голове и говорила: «Нет, не верь им, ты наш мальчик. Ты же видишь, как мы тебя любим». Мальчик еще долго всхлипывал, затем успокаивался, но слова сверстников остались в его памяти. Повзрослев, Лелюх уже никому и никогда не прощал обиды, и никто не осмеливался с ним связываться.
Началась Первая мировая война. Узнав об этом, несовершеннолетний Лелюх тайно покинул дом своего названного отца и уехал на фронт.
После войны возвратился в родной Ассоколай в форме урядника царской армии. К тому времени обучился русскому языку и русской грамоте. Семья была вне себя от счастья видеть его живым, здоровым и возмужавшим. Но вскоре наступили смутные времена, началась гражданская война. В происходящих на тот момент событиях Лелюху трудно было разобраться, и он остался верен данной присяге.
В первые годы Советской власти вынужден был скрываться в лесу с кучкой своих сторонников, чем впоследствии навлек беду на всю свою семью. Узнав через доносчиков, что раненый Лелюх скрывается в родном ауле, красноармейцы окружили Ассоколай, пригрозив сжечь его вместе со всеми жителями. Хаджибеч был арестован еще раньше. Лелюху ничего не оставалось как сдаться. По воспоминаниям современников и односельчан, он уехал вместе с красным отрядом, и больше Лелюха, или Ильюшу, как звали его казаки и русские, никто не видел. Правда, сохранились отрывочные свидетельства, что Лелюх Анчок был расстрелян в застенках Екатеринодарской ЧК в 1923 году. Вскоре от красной пули погиб и его ближайший друг Иван БАНДУРКА. Не менее печальна судьба и главного героя нашей истории - Хаджибеча Анчока. Увезенный сотрудниками ОГПУ в Екатеринодар, он пропал без вести. Потом родным удалось узнать, что он умер в тюрьме в апреле 1921 года. Так трагически оборвались жизни двух некогда знаменитых в Адыгее людей - отца и сына Анчоков. Однако внучка Хаджибеча - Эльмесхан КОДЖЕСАУ впоследствии стала известным на всю страну этнографом и кавказоведом. Талант деда, таким образом, «пророс» в потомстве. В адыгском фольклоре до сих пор сохранились песни и истории о подвигах Лелюха Анчока. Сведения о нем содержатся в книге знаменитого русско-советского кавказоведа Леонида ЛАВРОВА «Этнография Кавказа».