Понедельник
04.11.2024
15:01
Block title
Категории раздела
Тамги и происхождение фамилий. [5]
Язык. [8]
Археология. [4]
Религия, верования, быт и обычаи. [21]
Личности [5]
История адыгов [4]
Архивные документы. [32]
Дело 1861 года № 31.
Фолклор [6]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Этнография и генеалогия адыгов. » Религия, верования, быт и обычаи.

    А. О. Махвич-Мацкевич. Абадзехи, их быт, нравы и обычаи. часть 2.
    25.09.2010, 12:17
    (продолжение) 

    Родители не хотят слышать о женитьбе сына, представляют себя рассерженными; им нечем будто бы платить выкуп за неве­стку; посредники не робеют, они просят отца выйти посмотреть коров, овец, коз, которых прислал сын, а сами приказыва­ют внести в хижину оружие, платье и дру­гие подарки. Отец смягчается, но мать не хочет. Тогда посредники становятся настой­чивее и объявляют, как позорно для всего дома, что столько близких друзей сына, сде­лавших долгий путь, не приглашаются в «юнех» (хижину), а отсылаются голодные, без доброй вести. Отец не в силах более со­противляться, он позволяет войти свадеб­ному поезду во двор и приглашает всех по­езжан в гости, но мать показывает вид, будто остается непоколебимою; она готова при­нять в дом сына, но не невестку; о ней она ничего не слыхала; не понимает, как слу­чилась эта свадьба, ничего не знает, хочет  собрать сведения, словом, ни за что не со­гласна принять в доме невестку.
    А отец между тем с двумя посредника­ми выходит на двор, чтобы посмотреть по­даренный ему сыном скот. Его встречают радостными криками и ружейными выст­релами, двое лучших ездоков садятся на лошадь и скачут обрадовать сына прият­ною вестью.
    Тут же начинают угощать отца и всех его домашних привезенными припасами, за­тем убивают скот и приготовляют пир, на который сходятся и соседи. Пьют, едят и веселятся, таким образом, до поздней ночи, наконец, когда припасы истощатся, все рас­ходятся по домам.
    В ту же ночь молодой тихонько возвра­щается в жилище родителей, где для него с женой уже готова особая хижина. Отправ­ляется к родителям, которые встречают его сурово и короткими вопросами, потом, в течение восьми дней, с необыкновенным усердием предается ежедневным занятиям, чтобы показать, что намерен вознаградить потерянное время. В эти восемь дней, как уже сказано, он не видит своей жены.
    На девятый день после возвращения мужа в родительский дом, привозят туда и жену. Это собственно и есть праздник свадьбы, но молодой не принимает в нем участия; с раннего утра он оставляет дом и целый день никто его не видит.
    С восходом солнца из близких и даль­них дворов выходят женщины и девушки, в том числе и сестры молодой.
    Все пришедшие приносят молодой в по­дарок хлеб, лепешки, мед, шветт; часть этих подарков тут же истребляется, остальное нагружается в повозки.
    Предводителями поезда избираются: двое женатых мужчин и двое холостых, две замужние женщины и две девушки. Поезд двигается в следующем порядке: впереди всех едет мужчина на дурной лошади, дурно одетый и дурно вооруженный плохеньким ружьем или пистолетом; за ним следуют все мужчины (друзья, родственники и зна­комые молодого и молодой), кто верхом, кто пешком; верховые кружатся, поют и стреляют; сверх оружия у каждого из них толстая палка. За ними следуют замужние женщины; молча и чинно идут они попар­но с двумя своими предводительницами во главе. За женщинами идут попарно же и де­вушки, среди которых идет молодая в луч­шем своем наряде; на голове у нее надет  в последний раз девичий убор; покрывало, которым закрыто ее лицо, так плотно, что она ничего не видит. Ее ведут под руки две предводительницы толпы девиц. Дружки ее, обыкновенные веселые девицы, запевают тут же сложенные, приличные случаю, ве­селые песни, и все девицы подхватывают их и вторят. За девицами следуют телеги с при­пасами и наконец за телегами несколько по­жилых людей верхом, которые и заключают поезд. Телеги у абадзехов, равно как и у дру­гих горцев, деревянные, двухколесные, в ко­торых нет ни гвоздочка железного, всегда дышловые с ярмом, и запрягаются быками. Телеги такие подымают от 15 до 20 пудов и служат довольно долго: лет десять и более.
    Между тем на дворе родителей собралась  толпа родственников, знакомых, соседей и рабов. У всех в руках длинные палки. В боль­шой хижине (юнех-шуха) сидит мать, одетая по-праздничному; с нею несколько старых соседок; отец же сидит в другой хижине, ви­дит все из окна, но не показывается на двор.
    Лишь только поезд приблизится к воро­там, как стоящие на дворе спрашивают, что нужно такой толпе? Им на это отвечают, что им до этого нет дела, что жена молодого хозяина вступает в свой юнех и пригласила гостей. Поезд не пускают. Начинаются пе­реговоры, просьбы, все напрасно. Тогда предводители кидаются в толпу с высоко поднятыми нагайками, чтобы очистить путь: всадники и пешие бросаются за ними с ди­ким криком. Начинается примерная битва, многие кидаются со двора, чтобы захватить молодую, девушки обступают ее кругом и поют, чтобы ободрить защитников; мужчи­ны скачут и кричат, выстрелы из ружей и пистолетов оглашают воздух, удары нагаек и палок сыплются обильно на плечи и ме­ховые шапки. Случается, что вождей поез­да прогоняют. Тогда отнимают у них лоша­дей, отбирают оружие, снимают платье. Вот почему в такой торжественный день у них плохая лошадь, плохая одежда и плохое во­оружение. Впрочем, дело всегда почти оканчивается торжеством нападающих. И мужчины входят вовнутрь двора, а к во­ротам подходит женская часть поезда. За­мужние женщины отправляются в большую хижину, и девушки, между которыми нахо­дится и молодая, остаются на дворе, ста­новятся в несколько рядов и поют песни. Всем хором управляют веселые дружки. На­против девушек, шагах в 50 становятся, муж­чины и стоят смирно.
    А в большой хижине между матерью молодого и предводительницею женского поезда разыгрывается та же комедия, как за восемь дней перед тем разыгрывались меж­ду отцом и поезжанами сына. Мать отка­зывается принять невестку, те настаивают и, наконец, побеждают упорство матери подар­ками, которые прислала ей невестка.
    Тогда женщины выходят из хижины, бе­рут под свое покровительство молодую и вместе с ней, под предводительством ее матери, входят в юнех, девушки же в хижи­ну не входят, а становятся у дверей, напро­тив их толпятся мужчины и вот составля­ются два хора. Мужчины выхваляют в сво­их песнях мужество, храбрость и богатство молодого, девушки славят красоту молодой, ее искусство в женских рукоделиях. А в большой хижине между тем молодую пред­ставляют свекрови.
    Мать молодой, после обычных привет­ствий, поднимает покрывало своей дочери и обе матери затем обнимаются, и молодая целует руку у свекрови, которую первый раз видит. Эта последняя осматривает ее со вни­манием и говорит ее матери, что все ее ожи­дания относительно красоты невесты дале­ко превзойдены действительностью, что она надеется иметь хорошую помощницу в доме и что совершенно довольна выбором сына. В продолжение всего этого, молодая сми­ренно стоит у дверей и не смеет садиться; когда же принесут кушанья для матери и ста­рых женщин, она, в сопровождении двух старушек, выходит из юнеха. Ее встречает мо­лодежь криком и веселым пением. Каждый с любопытством смотрит на ее молодое не­прикрытое лицо, затем ведут ее в юнех, на­значенный для ее мужа, и она не принимает более участия в празднике.
    Между тем начинаются увеселения. Де­вушки становятся рядами, напротив их муж­чины и начинается пляска. Под звуки трех­струнной скрипки и хора певцов, юноши по одному выходят из ряда приплясывая и уда­ряя в ладони. Каждый подходит к той девушке, которая ему нравится, поет тут же сложен­ную песню и кладет на плечо девушки свою руку. Это служит сигналом для его друзей и поклонников самой девушки к стрельбе из ружей. Чем прекраснее и любезнее девуш­ка, тем более раздается выстрелов; а так как чем больше выстрелов, тем более чести, то девушка считается опозоренною, если не будет оказано ей этого почета.
    Затем юноши и девушки, взявшись за руки, составляют круг, который то смыка­ется, то расходится, мужчины прыгают, кри­чат, стреляют из пистолетов.
    После пляски начинается скачка. Вне двора устанавливается цель, в которую мужчины должны стрелять сидя на лошадях и на всем скаку. Смельчаки кидаются в толпу девушек, схватывают и сажают их с собой на лошадь, продолжая стрелять. Кто попадет в цель, тот получает награду от невесты. Пороху изво­дится на свадьбе много. Это единственная их роскошь. Стрелять для абадзеха высочай­шее наслаждение.
    Когда все устанут петь, плясать и стрелять, тогда подходят к приготовленным уже столикам с кушаниями, и к бочкам с медом и шветтом и все пьют и едят сколько угодно. Этим и о канчивается торжество. Мать молодой и сестры прощаются с ней и оставляют ее одну. Мужчины и девушки расходятся по домам и к вечеру двор остается совершенно пустым.
    Отец выходит из своего заключения и в первый раз видит свою невестку. С закатом солнца возвращается и ее муж и на другой день, когда все еще спят в целом доме, она должна быть уже за работой. Молодая женщина, вначале под строгим надзором своей свекрови, должна работать долее других. Девушки у абадзехов живут привольно, не занимаются никакой черной работой, шитье и вязанье - все их дело; напротив женщины завалены работой. Они должны не только делать все, относящееся к домашне­му хозяйству, но нередко помогают мужь­ям в полевых работах.
    Жены не приносят мужу приданого; на­против, он должен платить ее родителям выкуп. Выкуп этот равняется сумме от 100 до 2000 руб. и уплачивается оружием, ло­шадьми, скотом и товарами. Денег абадзехи не знают: им только и известен, что рус­ский целковый, да и тот, если к ним попа­дется, сейчас же идет на украшение или одежды или оружия. Аршин материи заме­няет собой монету.
    Срок уплаты родителям молодой выкупа  назначается через месяц после свадебного пира. По истечении этого срока, на другой же день у гостиной хижины (хаджи-юнех) свекора является престарелый родственник мо­лодой, сопровождаемый толпой всадников, в качестве посла от отца молодой.
    Начинаются переговоры, которые продол­жаются иногда несколько дней и ведутся от­цом с помощью невестки. Сын все это вре­мя не показывается. Долго торгуется отец с посланным. Предлагаемые вещи ценятся первым высоко, а вторым весьма низко, на­конец торг заключен и посол уезжает.
    Уплаченный выкуп ни в коем случае не  пропадает для семьи. Он служит вознаграж­дением молодой, если бы она была отосла­на своим мужем назад к родителям, или если бы сама к ним вернулась вследствие дур­ного с ней обращения. Но это случается весьма редко. Кроме того молодая, почувствовав приближение родов, удаляется к своей матери, где при разрешении и получает часть отданного ее мужем добра, которая дается для новорожденного. И всякий раз, при рождении каждого дитяти, она получает часть выкупа. Таким образом, не только ей отдадут взятое, но еще наделяют зачастую и своим добром.
    Рождение ребенка не представляет у абадзехов никакого замечательного события и не празднуется ими. Глава семьи дает новорожденному имя. Крещение им неизвестно. Обряд, предписываемый магометанским учением (обрезание), исполняется  весьма редко и неохотно.
    В последнее время вошло в обыкновение давать магометанские имена: Али, Адель, Абдул, Магомет и т.п.
    Напротив того, похороны абадзеха отличаются не меньшими обрядами, как и свадьбы. Та только разница, что на похоронах гости не пляшут, не поют и не стреляют.
    Врачей у абадзехов нет; лечат только раны, довольно, впрочем, искусно. Прочие же болезни лечат старухи колдовством.
    Когда же больной до того слаб, что нет никакого сомнения, что он умрет, то все домашние собираются около него и начинают неистово кричать, с тем, чтобы испугать смерть.
    Когда же убедятся, что больной испустил дух, все зараз начинают протяжное, пронзительное причитание, которое продолжается слишком час. Услыша подобный крик, начинают к жилищу покойника собираться все соседи, и не иначе подходить, как с громким плачем и рыданием. Обычай этот так силен, что даже личные враги исполняют его.
    Между тем, в хижине, семья покойника одевает его в полный его наряд, и приготовляет для посетителей закуску.
    Входят гости, лежит покойник в полном одеянии, в папахе, с оружием сбоку. Если посетители мусульмане, то произносят краткую молитву. Затем посетители закусывают и уходят. Такие посещения близкими и родственниками покойного продолжаются целых три дня. На четвертый день (у магометан на второй) приступают к погребению. Покойника, одетого и вооруженного, кладут на широкую доску, покрытую черным сукном. Гробов не делают. Затем вся процессия двигается к кладбищу. Надо заметить, что при погребении участвуют одни мужчины, женщины участвуют только при погребении женщины. Девушки никогда не участвуют.
    Когда придут к могиле, труп держат над вырытой ямой, пока старший рода говорит надгробное слово в честь покойника; затем ближайший наследник стреляет в могилу из ружья и пистолета, затем опускают туда труп и засыпают землей. Около могилы делают ограду, а на могилу кладут кучу камней без всякой надписи. Прежде, вместе с покойником клали и оружие, теперь этого не делают.
    Через две недели после похорон, род покойника дает похоронный пир. Посылают приглашение к соседям и рады каждому гостю. Кушаньев и питья приготовляется теперь особенно много. Гости могут не только есть сколько угодно, но и брать с собой домой. На пир этот все сходятся чинно и молча; войдя, каждый произносит короткую молитву и приступает к кушаньям. На могилу покойника кладут лепешки и ставят кружки со шветтом: всем этим может пользоваться каждый прохожий.




    Категория: Религия, верования, быт и обычаи. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 1015 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]