Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Аскъэлай (аул Ассоколай)
Каталог файлов
А. О. Махвич-Мацкевич. Абадзехи, их быт, нравы и обычаи. часть 2.
| 25.09.2010, 12:17 |
(продолжение) Родители не хотят слышать о женитьбе сына, представляют себя рассерженными; им нечем будто бы платить выкуп за невестку; посредники не робеют, они просят отца выйти посмотреть коров, овец, коз, которых прислал сын, а сами приказывают внести в хижину оружие, платье и другие подарки. Отец смягчается, но мать не хочет. Тогда посредники становятся настойчивее и объявляют, как позорно для всего дома, что столько близких друзей сына, сделавших долгий путь, не приглашаются в «юнех» (хижину), а отсылаются голодные, без доброй вести. Отец не в силах более сопротивляться, он позволяет войти свадебному поезду во двор и приглашает всех поезжан в гости, но мать показывает вид, будто остается непоколебимою; она готова принять в дом сына, но не невестку; о ней она ничего не слыхала; не понимает, как случилась эта свадьба, ничего не знает, хочет собрать сведения, словом, ни за что не согласна принять в доме невестку. А отец между тем с двумя посредниками выходит на двор, чтобы посмотреть подаренный ему сыном скот. Его встречают радостными криками и ружейными выстрелами, двое лучших ездоков садятся на лошадь и скачут обрадовать сына приятною вестью. Тут же начинают угощать отца и всех его домашних привезенными припасами, затем убивают скот и приготовляют пир, на который сходятся и соседи. Пьют, едят и веселятся, таким образом, до поздней ночи, наконец, когда припасы истощатся, все расходятся по домам. В ту же ночь молодой тихонько возвращается в жилище родителей, где для него с женой уже готова особая хижина. Отправляется к родителям, которые встречают его сурово и короткими вопросами, потом, в течение восьми дней, с необыкновенным усердием предается ежедневным занятиям, чтобы показать, что намерен вознаградить потерянное время. В эти восемь дней, как уже сказано, он не видит своей жены. На девятый день после возвращения мужа в родительский дом, привозят туда и жену. Это собственно и есть праздник свадьбы, но молодой не принимает в нем участия; с раннего утра он оставляет дом и целый день никто его не видит. С восходом солнца из близких и дальних дворов выходят женщины и девушки, в том числе и сестры молодой. Все пришедшие приносят молодой в подарок хлеб, лепешки, мед, шветт; часть этих подарков тут же истребляется, остальное нагружается в повозки. Предводителями поезда избираются: двое женатых мужчин и двое холостых, две замужние женщины и две девушки. Поезд двигается в следующем порядке: впереди всех едет мужчина на дурной лошади, дурно одетый и дурно вооруженный плохеньким ружьем или пистолетом; за ним следуют все мужчины (друзья, родственники и знакомые молодого и молодой), кто верхом, кто пешком; верховые кружатся, поют и стреляют; сверх оружия у каждого из них толстая палка. За ними следуют замужние женщины; молча и чинно идут они попарно с двумя своими предводительницами во главе. За женщинами идут попарно же и девушки, среди которых идет молодая в лучшем своем наряде; на голове у нее надет в последний раз девичий убор; покрывало, которым закрыто ее лицо, так плотно, что она ничего не видит. Ее ведут под руки две предводительницы толпы девиц. Дружки ее, обыкновенные веселые девицы, запевают тут же сложенные, приличные случаю, веселые песни, и все девицы подхватывают их и вторят. За девицами следуют телеги с припасами и наконец за телегами несколько пожилых людей верхом, которые и заключают поезд. Телеги у абадзехов, равно как и у других горцев, деревянные, двухколесные, в которых нет ни гвоздочка железного, всегда дышловые с ярмом, и запрягаются быками. Телеги такие подымают от 15 до 20 пудов и служат довольно долго: лет десять и более. Между тем на дворе родителей собралась толпа родственников, знакомых, соседей и рабов. У всех в руках длинные палки. В большой хижине (юнех-шуха) сидит мать, одетая по-праздничному; с нею несколько старых соседок; отец же сидит в другой хижине, видит все из окна, но не показывается на двор. Лишь только поезд приблизится к воротам, как стоящие на дворе спрашивают, что нужно такой толпе? Им на это отвечают, что им до этого нет дела, что жена молодого хозяина вступает в свой юнех и пригласила гостей. Поезд не пускают. Начинаются переговоры, просьбы, все напрасно. Тогда предводители кидаются в толпу с высоко поднятыми нагайками, чтобы очистить путь: всадники и пешие бросаются за ними с диким криком. Начинается примерная битва, многие кидаются со двора, чтобы захватить молодую, девушки обступают ее кругом и поют, чтобы ободрить защитников; мужчины скачут и кричат, выстрелы из ружей и пистолетов оглашают воздух, удары нагаек и палок сыплются обильно на плечи и меховые шапки. Случается, что вождей поезда прогоняют. Тогда отнимают у них лошадей, отбирают оружие, снимают платье. Вот почему в такой торжественный день у них плохая лошадь, плохая одежда и плохое вооружение. Впрочем, дело всегда почти оканчивается торжеством нападающих. И мужчины входят вовнутрь двора, а к воротам подходит женская часть поезда. Замужние женщины отправляются в большую хижину, и девушки, между которыми находится и молодая, остаются на дворе, становятся в несколько рядов и поют песни. Всем хором управляют веселые дружки. Напротив девушек, шагах в 50 становятся, мужчины и стоят смирно. А в большой хижине между матерью молодого и предводительницею женского поезда разыгрывается та же комедия, как за восемь дней перед тем разыгрывались между отцом и поезжанами сына. Мать отказывается принять невестку, те настаивают и, наконец, побеждают упорство матери подарками, которые прислала ей невестка. Тогда женщины выходят из хижины, берут под свое покровительство молодую и вместе с ней, под предводительством ее матери, входят в юнех, девушки же в хижину не входят, а становятся у дверей, напротив их толпятся мужчины и вот составляются два хора. Мужчины выхваляют в своих песнях мужество, храбрость и богатство молодого, девушки славят красоту молодой, ее искусство в женских рукоделиях. А в большой хижине между тем молодую представляют свекрови. Мать молодой, после обычных приветствий, поднимает покрывало своей дочери и обе матери затем обнимаются, и молодая целует руку у свекрови, которую первый раз видит. Эта последняя осматривает ее со вниманием и говорит ее матери, что все ее ожидания относительно красоты невесты далеко превзойдены действительностью, что она надеется иметь хорошую помощницу в доме и что совершенно довольна выбором сына. В продолжение всего этого, молодая смиренно стоит у дверей и не смеет садиться; когда же принесут кушанья для матери и старых женщин, она, в сопровождении двух старушек, выходит из юнеха. Ее встречает молодежь криком и веселым пением. Каждый с любопытством смотрит на ее молодое неприкрытое лицо, затем ведут ее в юнех, назначенный для ее мужа, и она не принимает более участия в празднике. Между тем начинаются увеселения. Девушки становятся рядами, напротив их мужчины и начинается пляска. Под звуки трехструнной скрипки и хора певцов, юноши по одному выходят из ряда приплясывая и ударяя в ладони. Каждый подходит к той девушке, которая ему нравится, поет тут же сложенную песню и кладет на плечо девушки свою руку. Это служит сигналом для его друзей и поклонников самой девушки к стрельбе из ружей. Чем прекраснее и любезнее девушка, тем более раздается выстрелов; а так как чем больше выстрелов, тем более чести, то девушка считается опозоренною, если не будет оказано ей этого почета. Затем юноши и девушки, взявшись за руки, составляют круг, который то смыкается, то расходится, мужчины прыгают, кричат, стреляют из пистолетов. После пляски начинается скачка. Вне двора устанавливается цель, в которую мужчины должны стрелять сидя на лошадях и на всем скаку. Смельчаки кидаются в толпу девушек, схватывают и сажают их с собой на лошадь, продолжая стрелять. Кто попадет в цель, тот получает награду от невесты. Пороху изводится на свадьбе много. Это единственная их роскошь. Стрелять для абадзеха высочайшее наслаждение. Когда все устанут петь, плясать и стрелять, тогда подходят к приготовленным уже столикам с кушаниями, и к бочкам с медом и шветтом и все пьют и едят сколько угодно. Этим и о канчивается торжество. Мать молодой и сестры прощаются с ней и оставляют ее одну. Мужчины и девушки расходятся по домам и к вечеру двор остается совершенно пустым. Отец выходит из своего заключения и в первый раз видит свою невестку. С закатом солнца возвращается и ее муж и на другой день, когда все еще спят в целом доме, она должна быть уже за работой. Молодая женщина, вначале под строгим надзором своей свекрови, должна работать долее других. Девушки у абадзехов живут привольно, не занимаются никакой черной работой, шитье и вязанье - все их дело; напротив женщины завалены работой. Они должны не только делать все, относящееся к домашнему хозяйству, но нередко помогают мужьям в полевых работах. Жены не приносят мужу приданого; напротив, он должен платить ее родителям выкуп. Выкуп этот равняется сумме от 100 до 2000 руб. и уплачивается оружием, лошадьми, скотом и товарами. Денег абадзехи не знают: им только и известен, что русский целковый, да и тот, если к ним попадется, сейчас же идет на украшение или одежды или оружия. Аршин материи заменяет собой монету. Срок уплаты родителям молодой выкупа назначается через месяц после свадебного пира. По истечении этого срока, на другой же день у гостиной хижины (хаджи-юнех) свекора является престарелый родственник молодой, сопровождаемый толпой всадников, в качестве посла от отца молодой. Начинаются переговоры, которые продолжаются иногда несколько дней и ведутся отцом с помощью невестки. Сын все это время не показывается. Долго торгуется отец с посланным. Предлагаемые вещи ценятся первым высоко, а вторым весьма низко, наконец торг заключен и посол уезжает. Уплаченный выкуп ни в коем случае не пропадает для семьи. Он служит вознаграждением молодой, если бы она была отослана своим мужем назад к родителям, или если бы сама к ним вернулась вследствие дурного с ней обращения. Но это случается весьма редко. Кроме того молодая, почувствовав приближение родов, удаляется к своей матери, где при разрешении и получает часть отданного ее мужем добра, которая дается для новорожденного. И всякий раз, при рождении каждого дитяти, она получает часть выкупа. Таким образом, не только ей отдадут взятое, но еще наделяют зачастую и своим добром. Рождение ребенка не представляет у абадзехов никакого замечательного события и не празднуется ими. Глава семьи дает новорожденному имя. Крещение им неизвестно. Обряд, предписываемый магометанским учением (обрезание), исполняется весьма редко и неохотно. В последнее время вошло в обыкновение давать магометанские имена: Али, Адель, Абдул, Магомет и т.п. Напротив того, похороны абадзеха отличаются не меньшими обрядами, как и свадьбы. Та только разница, что на похоронах гости не пляшут, не поют и не стреляют. Врачей у абадзехов нет; лечат только раны, довольно, впрочем, искусно. Прочие же болезни лечат старухи колдовством. Когда же больной до того слаб, что нет никакого сомнения, что он умрет, то все домашние собираются около него и начинают неистово кричать, с тем, чтобы испугать смерть. Когда же убедятся, что больной испустил дух, все зараз начинают протяжное, пронзительное причитание, которое продолжается слишком час. Услыша подобный крик, начинают к жилищу покойника собираться все соседи, и не иначе подходить, как с громким плачем и рыданием. Обычай этот так силен, что даже личные враги исполняют его. Между тем, в хижине, семья покойника одевает его в полный его наряд, и приготовляет для посетителей закуску. Входят гости, лежит покойник в полном одеянии, в папахе, с оружием сбоку. Если посетители мусульмане, то произносят краткую молитву. Затем посетители закусывают и уходят. Такие посещения близкими и родственниками покойного продолжаются целых три дня. На четвертый день (у магометан на второй) приступают к погребению. Покойника, одетого и вооруженного, кладут на широкую доску, покрытую черным сукном. Гробов не делают. Затем вся процессия двигается к кладбищу. Надо заметить, что при погребении участвуют одни мужчины, женщины участвуют только при погребении женщины. Девушки никогда не участвуют. Когда придут к могиле, труп держат над вырытой ямой, пока старший рода говорит надгробное слово в честь покойника; затем ближайший наследник стреляет в могилу из ружья и пистолета, затем опускают туда труп и засыпают землей. Около могилы делают ограду, а на могилу кладут кучу камней без всякой надписи. Прежде, вместе с покойником клали и оружие, теперь этого не делают. Через две недели после похорон, род покойника дает похоронный пир. Посылают приглашение к соседям и рады каждому гостю. Кушаньев и питья приготовляется теперь особенно много. Гости могут не только есть сколько угодно, но и брать с собой домой. На пир этот все сходятся чинно и молча; войдя, каждый произносит короткую молитву и приступает к кушаньям. На могилу покойника кладут лепешки и ставят кружки со шветтом: всем этим может пользоваться каждый прохожий.
|
Категория: Религия, верования, быт и обычаи. | Добавил: Анцокъо
|
Просмотров: 1009 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|