Вторник
30.04.2024
02:43
Block title
Категории раздела
Тамги и происхождение фамилий. [5]
Язык. [8]
Археология. [4]
Религия, верования, быт и обычаи. [21]
Личности [5]
История адыгов [4]
Архивные документы. [32]
Дело 1861 года № 31.
Фолклор [6]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Этнография и генеалогия адыгов. » Религия, верования, быт и обычаи.

    А. О. Махвич-Мацкевич. Абадзехи, их быт, нравы и обычаи. часть 3.
    25.09.2010, 12:18
    (продолжение) 

    Абадзехи верят в будущую загробную жизнь. Верят в награду, а не в наказание. Загробная жизнь,  по мнению абадзехов, совершенно сходна с земной, только лучше и спокойнее ее и никогда уже не прерывается смертью.
    Самая главная черта абадзехов - беспредельное гостеприимство. Вовсе без денег можно проехать всю страну: везде путешественник найдет постель и обед для себя, стойло и корм для лошади. Особа гостя считается священной до такой степени, что даже если бы личный враг хозяина захотел искать гостеприимства и вступил бы под кров абадзеха, последний отвечает не только за его жизнь, но, в случае требования, должен дать проводников или проводить сам в безопасное место.
    Здесь в обычае не спрашивая останавливаться перед хаджи-юнехом и входить в нее.
    Немедленно приносят тюфяки, подушки, воду и полотенце из дому, зажигают огонь  в очаге и сам хозяин со всей семьею услуживает гостю. Считается неприличным расспрашивать гостя, кто он, откуда и куда едет, и вообще начинать с гостем какой бы то ни было разговор, если гость сам не говорит.
    Ежели гость какая-нибудь знатная особа или иностранец, то ближние и дальние соседи собираются посмотреть, послушать новостей и пир в таком случае считается  необходимостью, и чем знатнее и почетнее гость, тем больше угощение.
    Лошади гостей будут разнузданы, накормлены, напоены и вымыты, без всякого напоминания об этом.
    Когда гость несколько отдохнул и спокойно расположился, в хижину являются девушки того дома и соседние (замужние не приходят); входят они тихо и, не говоря ни слова, только поклонившись, останавливаются у дверей. Как бы стар и почетен гость ни был, его обязанность - встать и пригласить девушек присесть около него. Те садятся, внимательно осматривают платье гостя и все, что испорчено или изорвано, берут, чтобы починить к отъезду гостя.
    Затем, если гость позволяет, юноши начинают «хоред», т. е. один танцует посреди комнаты, а другие поют и хлопают в ладоши. Часто при этом является доморощенный музыкант со своей трехструнной скрипкой и хижина начинает дрожать от прыжков и от выстрелов, потому что каждый при этом считает необходимым, для большей  торжественности, выстрелить в крышу или дымовую трубу. Девушки не поют и не пляшут, а только ободряют пляшущих, словами и взглядами.
    Когда же наступает время обеда, девуш­ки удаляются, потому что обычай не по­зволяет им есть с мужчинами. По оконча­нии обеда гости остаются одни и могут ус­покоиться.
    На другой день поутру в хаджи-юнех сно­ва собираются соседи; часов около десяти подается завтрак, во время которого сед­лают лошадей и гости приготовляются к отъезду. Хозяин провожает гостя до ворот или до границы своих полей, а более зна­чительных - до следующей остановки.
    Считается неприличным провести у од­ного хозяина более двух ночей, хотя хозя­ин никого не выгонит.
    Гостеприимство считается у абадзехов до того важным, что каждый хозяин ско­рее откажет себе в чем-нибудь, даже самом необходимом, чем гостю в удобстве. Счи­тается страшным стыдом, если гость мо­жет упрекнуть хозяина за дурной, скупой прием или за какое-нибудь оскорбление его лицу или его спутникам. Переступивший порог абадзеха становится под его личную защиту и ответственность, кто бы он ни был, хотя бы и преступник.
    Другая замечательная черта этого народа - необыкновенное во всем согласие сосе­дей и взаимная их помощь. Полевые рабо­ты всегда исполняются несколькими сосе­дями сообща. Если кого-нибудь постиг по­жар, скотский падеж или кто-то взят в плен и нужен выкуп, то помогают не только со­седи, но и далеко живущие. В земле абад­зехов нищих совсем нет.
    До своего нам подданства абадзехи жили ни кому не подчиняясь. Деревни управля­лись старшинами, на их языке «тамата», которые были ни наследственными, ни из­бирались народом. Богатство, ум, а более всего почтенный возраст дает право засе­дать абадзеху в суде.
    В случае тяжкой обиды или убийства, что  впрочем, случается весьма редко, абадзехи прибегают к страшному средству - крова­вой мести, - и тогда горе преступнику! Но это бывает только в крайнем случае, обык­новенно же довольствуются вирою или пе­ней с преступника. Если же он не в состоянии сам ее выплатить, то все его семейство, весь род, или даже все колено принимает участие в выкупе. Он в таком случае получает от старшин колена клочок бумажки со значком (печатью) колена и отправляется за сбором. Если же он не получит такого клочка, то значит, что колено его выдаст, и в таком случае его продают в рабство.
    Даже на войне нет у абадзехов настоящих начальников. Слушаются того, кто храбрее и сильнее, и слушаются до тех пор, пока хотят. А имеют на них огромное влияние народные их певцы, которые в своих песнях восхваляют храбрых, мужественных и гостеприимных, и беспощадно осмеивают и срамят трусов, скупцов, себялюбцев.
    Горе абадзеху, попавшему во второй разряд: он может назваться вполне несчастным. Никогда девушка не выйдет за него замуж, никто не назовет его своим другом, все над ним станут насмехаться, некуда ему будет и глаз девать.
    Абадзехи детей своих никогда не воспитывают дома, а всегда отдают в чужое семейство. Такое молочное родство считается весьма высоко и даже выше кровного родства. Воспитатель заботится об отданном ему ребенке больше, чем о ком-нибудь из своей семьи, и бережет его пуще своего глаза. А отец ребенка до того уверен в воспитателе, что невежливым считается спросить даже о здоровье сына.
    Когда два абадзеха захотят вступить в неразрывную дружбу, то они заключают между собою «карар», то есть считаются братьями и, разрезав друг другу мизинец на правой руке, выпускают по капле крови.
    Такая дружба священнее самого близкого родства, и примеров нарушения подобной дружбы еще не бывало.
    Но, говоря о хороших качествах абадзехского народа, нельзя умолчать и о дурных, особенно о лжи и воровстве, - пороках, которые у них и не считаются пороками.
    Если абадзех что-нибудь обещает - не  верьте, надует, и надует отличнейшим мане­ром. Это происходит, во-первых, оттого, что абадзехи были до сих пор окружены со всех сторон неприятелями, а потому привыкли скрытничать не только с чужими, но даже и со своими, а во-вторых, этому способствует и недостаток религиозных понятий.
     Воровство - другой важный порок это­ го народа. Чаще всего крадут рабов, детей, лошадей, волов. Но совершить воровство у них весьма трудно, хотя нет ни полиции, ни замков. Лишь только на каком-нибудь дво­ре, или на лугу заметят пропажу скота, сей­час стреляют из ружей и издают особый пронзительный крик, который слышен чрез­вычайно далеко. Каждый, кто слышит этот крик, повторяет его, стреляя в то же время из ружья или пистолета. На обширном про­странстве только и слышны, что крики да ружейные выстрелы. Все население верхом и пешком рассыпается по всем дорогам. Пока одни охраняют ущелье, другие с со­баками обыскивают леса и кустарники. Если вор сел на украденную лошадь, или если воров много, то эта охота продолжается не­сколько часов. Воры отстреливаются, пока за ними гонятся, но когда схватили - пере­стают сопротивляться. Пойманного вора раз­девают донага и держат пока он или его род­ственники не заплатят выкупа.
    Обличенный вор стыдится только отдать украденное, но не боится упрека за пре­ступление, и, без дальнейших хлопот, уп­лачивает вдвое за все покраденное. Друж­ба между обокраденным и укравшим че­рез это нисколько не нарушается.
    Пойманного вора опасаются ранить, потому что в таком случае его семья мо­жет начать кровавую месть.
    Бывший у абадзехов вождем и убежав­ший в 1859 г. в Турцию Магомет Амин, пы­тался было учредить между ними суды, на­зываемые «мехкеме», где не слишком-то жаловались воры. Обыкновенное решение было - сбросить преступника в пропасть. Один из его «мехкеме» находился у реки Белой, у каменного моста, и состоял из двух комнат: в одной собирались судьи, в дру­гой держали преступников, на ноги которых набивались тяжелые колодки. Виновного сбрасывали в Белую с каменного моста, а Белая в этом месте ломает и перетирает целые бревна. Но с удалением Магомет Амина кончились и его «мехкеме», которых абадзехи вообще не любили.
    «Когда раскроется коран», - говорили абадзехи, - «то у тебя всегда одной козой в стаде меньше, обвинитель-ли ты или обвиняемый». Дело в том, что «мехкеме» - суд, основанный на магометанских началах, и здесь судьи руководствовались изречениями, изложенными в книге, называемой кораном, которая для магометан священна.
    Край абадзехов изобилует лесом. В горах по всей вероятности скрыты сокровища металлов и минералов, но абадзехи горного искусства не знают, и потому те даже металлы которые у них привозные. Даже железо у них в обращении так редко, что кроме оружия да железного плуга, не найдешь ни гвоздочка железного. Вместо бороны употребляется пучок твердого терновника, телега вся деревянная, лошадь, как уже сказано, никогда не подковывается. Оттого-то нередко можно встретить лошадей с разбитыми копытами.
    Кстати, о лошадях надо заметить, что они представляют чуть ли не главную статью забот своего господина. Он приучает ее слушаться своего голоса, очень часто бывает, что многочисленный отряд абадзехов с изумительной скоростью отыскивает вразброд пасущихся лошадей и, севши в седло, готов пуститься в бой. Седлается лошадь очень просто. Легкий недоуздок с тонким  мундштуком; деревянное, весом не более 10 фунтов седло, положенное на короткую и толстую шерстяную попону, на седле туго набитая сафьянная подушка, ременные нагрудник и подхвостник из крепкого же ремня и подпруга, узкое стремя, в которое иногда едва можно просунуть носок сапога, узкие и длинные ремни на стременах - вот как седлается лошадь.
    Лошадь управляется не ногами, а голо­сом и слушается короткой толстой плети,  без которой никто и никогда на лошадь там не садится. Лошадей с ранних пор начина­ют готовить к войне и приучать к ружей­ному огню.
    Когда абадзех с долгого пути приезжает домой, или на ночлег, то он в продолже­нии нескольких часов не расседлывает ло­шадь и не дает ей сена. Скребницы и щет­ки никогда не употребляются, однако лошади чисты и летом и зимой.
    Кормят лошадь овсом и ячменем, а также  маисом. Кроме сена, дают ей пшеничную солому.
    Когда-то абадзехи владели большими табунами лошадей, теперь же весьма не много та­ких семейств, у которых было бы более 12 или 15 лошадей. Цена хорошей абадзехской лошади там от 40 до 50 рублей серебром.
    Кроме лошадей, абадзехи содержат мно­гочисленные стада овец, коз, коров, быков и буйволов. Леса абадзехские кишат хищ­ными зверями и дичью, а реки и ручьи - рыбой. Но абадзехи не охотятся и рыбы не ловят. Только и есть охотники на дичь, что домашние собаки, да разные звери. Первые охотятся часто сами по себе, последние же дичью питаются. Дикие свиньи ходят ста­дами; много волков, медведей, шакалов, лисиц, диких кошек, косулей, диких юз, оле­ней и зайцев. Хищных птиц тоже доволь­но: орлы, коршуны и другие хищные пти­цы постоянно оглашают воздух своим кри­ком. Водятся также фазаны.
    В тинистых водах Кубани водится мно­жество хороших пиявок, которые отправля­лись в Константинополь, а оттуда во Фран­цию, в город Марсель.
    На открытом воздухе растут превосход­ные арбузы и дыни, и почва везде отмен­но плодородна. У самой Кубани лежат пре­восходные луга. Доселе едва одна треть всей травы скашивалась.
    Словом сказать, земля абадзехов очень богата, и эти богатства, без всякого сомне­ния, удесятерятся при новом порядке и но­вом устройстве.
    Категория: Религия, верования, быт и обычаи. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 1461 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]