(продолжение) Абадзехи верят в будущую загробную жизнь. Верят в награду, а не в наказание. Загробная жизнь, по мнению абадзехов, совершенно сходна с земной, только лучше и спокойнее ее и никогда уже не прерывается смертью. Самая главная черта абадзехов - беспредельное гостеприимство. Вовсе без денег можно проехать всю страну: везде путешественник найдет постель и обед для себя, стойло и корм для лошади. Особа гостя считается священной до такой степени, что даже если бы личный враг хозяина захотел искать гостеприимства и вступил бы под кров абадзеха, последний отвечает не только за его жизнь, но, в случае требования, должен дать проводников или проводить сам в безопасное место. Здесь в обычае не спрашивая останавливаться перед хаджи-юнехом и входить в нее. Немедленно приносят тюфяки, подушки, воду и полотенце из дому, зажигают огонь в очаге и сам хозяин со всей семьею услуживает гостю. Считается неприличным расспрашивать гостя, кто он, откуда и куда едет, и вообще начинать с гостем какой бы то ни было разговор, если гость сам не говорит. Ежели гость какая-нибудь знатная особа или иностранец, то ближние и дальние соседи собираются посмотреть, послушать новостей и пир в таком случае считается необходимостью, и чем знатнее и почетнее гость, тем больше угощение. Лошади гостей будут разнузданы, накормлены, напоены и вымыты, без всякого напоминания об этом. Когда гость несколько отдохнул и спокойно расположился, в хижину являются девушки того дома и соседние (замужние не приходят); входят они тихо и, не говоря ни слова, только поклонившись, останавливаются у дверей. Как бы стар и почетен гость ни был, его обязанность - встать и пригласить девушек присесть около него. Те садятся, внимательно осматривают платье гостя и все, что испорчено или изорвано, берут, чтобы починить к отъезду гостя. Затем, если гость позволяет, юноши начинают «хоред», т. е. один танцует посреди комнаты, а другие поют и хлопают в ладоши. Часто при этом является доморощенный музыкант со своей трехструнной скрипкой и хижина начинает дрожать от прыжков и от выстрелов, потому что каждый при этом считает необходимым, для большей торжественности, выстрелить в крышу или дымовую трубу. Девушки не поют и не пляшут, а только ободряют пляшущих, словами и взглядами. Когда же наступает время обеда, девушки удаляются, потому что обычай не позволяет им есть с мужчинами. По окончании обеда гости остаются одни и могут успокоиться. На другой день поутру в хаджи-юнех снова собираются соседи; часов около десяти подается завтрак, во время которого седлают лошадей и гости приготовляются к отъезду. Хозяин провожает гостя до ворот или до границы своих полей, а более значительных - до следующей остановки. Считается неприличным провести у одного хозяина более двух ночей, хотя хозяин никого не выгонит. Гостеприимство считается у абадзехов до того важным, что каждый хозяин скорее откажет себе в чем-нибудь, даже самом необходимом, чем гостю в удобстве. Считается страшным стыдом, если гость может упрекнуть хозяина за дурной, скупой прием или за какое-нибудь оскорбление его лицу или его спутникам. Переступивший порог абадзеха становится под его личную защиту и ответственность, кто бы он ни был, хотя бы и преступник. Другая замечательная черта этого народа - необыкновенное во всем согласие соседей и взаимная их помощь. Полевые работы всегда исполняются несколькими соседями сообща. Если кого-нибудь постиг пожар, скотский падеж или кто-то взят в плен и нужен выкуп, то помогают не только соседи, но и далеко живущие. В земле абадзехов нищих совсем нет. До своего нам подданства абадзехи жили ни кому не подчиняясь. Деревни управлялись старшинами, на их языке «тамата», которые были ни наследственными, ни избирались народом. Богатство, ум, а более всего почтенный возраст дает право заседать абадзеху в суде. В случае тяжкой обиды или убийства, что впрочем, случается весьма редко, абадзехи прибегают к страшному средству - кровавой мести, - и тогда горе преступнику! Но это бывает только в крайнем случае, обыкновенно же довольствуются вирою или пеней с преступника. Если же он не в состоянии сам ее выплатить, то все его семейство, весь род, или даже все колено принимает участие в выкупе. Он в таком случае получает от старшин колена клочок бумажки со значком (печатью) колена и отправляется за сбором. Если же он не получит такого клочка, то значит, что колено его выдаст, и в таком случае его продают в рабство. Даже на войне нет у абадзехов настоящих начальников. Слушаются того, кто храбрее и сильнее, и слушаются до тех пор, пока хотят. А имеют на них огромное влияние народные их певцы, которые в своих песнях восхваляют храбрых, мужественных и гостеприимных, и беспощадно осмеивают и срамят трусов, скупцов, себялюбцев. Горе абадзеху, попавшему во второй разряд: он может назваться вполне несчастным. Никогда девушка не выйдет за него замуж, никто не назовет его своим другом, все над ним станут насмехаться, некуда ему будет и глаз девать. Абадзехи детей своих никогда не воспитывают дома, а всегда отдают в чужое семейство. Такое молочное родство считается весьма высоко и даже выше кровного родства. Воспитатель заботится об отданном ему ребенке больше, чем о ком-нибудь из своей семьи, и бережет его пуще своего глаза. А отец ребенка до того уверен в воспитателе, что невежливым считается спросить даже о здоровье сына. Когда два абадзеха захотят вступить в неразрывную дружбу, то они заключают между собою «карар», то есть считаются братьями и, разрезав друг другу мизинец на правой руке, выпускают по капле крови. Такая дружба священнее самого близкого родства, и примеров нарушения подобной дружбы еще не бывало. Но, говоря о хороших качествах абадзехского народа, нельзя умолчать и о дурных, особенно о лжи и воровстве, - пороках, которые у них и не считаются пороками. Если абадзех что-нибудь обещает - не верьте, надует, и надует отличнейшим манером. Это происходит, во-первых, оттого, что абадзехи были до сих пор окружены со всех сторон неприятелями, а потому привыкли скрытничать не только с чужими, но даже и со своими, а во-вторых, этому способствует и недостаток религиозных понятий. Воровство - другой важный порок это го народа. Чаще всего крадут рабов, детей, лошадей, волов. Но совершить воровство у них весьма трудно, хотя нет ни полиции, ни замков. Лишь только на каком-нибудь дворе, или на лугу заметят пропажу скота, сейчас стреляют из ружей и издают особый пронзительный крик, который слышен чрезвычайно далеко. Каждый, кто слышит этот крик, повторяет его, стреляя в то же время из ружья или пистолета. На обширном пространстве только и слышны, что крики да ружейные выстрелы. Все население верхом и пешком рассыпается по всем дорогам. Пока одни охраняют ущелье, другие с собаками обыскивают леса и кустарники. Если вор сел на украденную лошадь, или если воров много, то эта охота продолжается несколько часов. Воры отстреливаются, пока за ними гонятся, но когда схватили - перестают сопротивляться. Пойманного вора раздевают донага и держат пока он или его родственники не заплатят выкупа. Обличенный вор стыдится только отдать украденное, но не боится упрека за преступление, и, без дальнейших хлопот, уплачивает вдвое за все покраденное. Дружба между обокраденным и укравшим через это нисколько не нарушается. Пойманного вора опасаются ранить, потому что в таком случае его семья может начать кровавую месть. Бывший у абадзехов вождем и убежавший в 1859 г. в Турцию Магомет Амин, пытался было учредить между ними суды, называемые «мехкеме», где не слишком-то жаловались воры. Обыкновенное решение было - сбросить преступника в пропасть. Один из его «мехкеме» находился у реки Белой, у каменного моста, и состоял из двух комнат: в одной собирались судьи, в другой держали преступников, на ноги которых набивались тяжелые колодки. Виновного сбрасывали в Белую с каменного моста, а Белая в этом месте ломает и перетирает целые бревна. Но с удалением Магомет Амина кончились и его «мехкеме», которых абадзехи вообще не любили. «Когда раскроется коран», - говорили абадзехи, - «то у тебя всегда одной козой в стаде меньше, обвинитель-ли ты или обвиняемый». Дело в том, что «мехкеме» - суд, основанный на магометанских началах, и здесь судьи руководствовались изречениями, изложенными в книге, называемой кораном, которая для магометан священна. Край абадзехов изобилует лесом. В горах по всей вероятности скрыты сокровища металлов и минералов, но абадзехи горного искусства не знают, и потому те даже металлы которые у них привозные. Даже железо у них в обращении так редко, что кроме оружия да железного плуга, не найдешь ни гвоздочка железного. Вместо бороны употребляется пучок твердого терновника, телега вся деревянная, лошадь, как уже сказано, никогда не подковывается. Оттого-то нередко можно встретить лошадей с разбитыми копытами. Кстати, о лошадях надо заметить, что они представляют чуть ли не главную статью забот своего господина. Он приучает ее слушаться своего голоса, очень часто бывает, что многочисленный отряд абадзехов с изумительной скоростью отыскивает вразброд пасущихся лошадей и, севши в седло, готов пуститься в бой. Седлается лошадь очень просто. Легкий недоуздок с тонким мундштуком; деревянное, весом не более 10 фунтов седло, положенное на короткую и толстую шерстяную попону, на седле туго набитая сафьянная подушка, ременные нагрудник и подхвостник из крепкого же ремня и подпруга, узкое стремя, в которое иногда едва можно просунуть носок сапога, узкие и длинные ремни на стременах - вот как седлается лошадь. Лошадь управляется не ногами, а голосом и слушается короткой толстой плети, без которой никто и никогда на лошадь там не садится. Лошадей с ранних пор начинают готовить к войне и приучать к ружейному огню. Когда абадзех с долгого пути приезжает домой, или на ночлег, то он в продолжении нескольких часов не расседлывает лошадь и не дает ей сена. Скребницы и щетки никогда не употребляются, однако лошади чисты и летом и зимой. Кормят лошадь овсом и ячменем, а также маисом. Кроме сена, дают ей пшеничную солому. Когда-то абадзехи владели большими табунами лошадей, теперь же весьма не много таких семейств, у которых было бы более 12 или 15 лошадей. Цена хорошей абадзехской лошади там от 40 до 50 рублей серебром. Кроме лошадей, абадзехи содержат многочисленные стада овец, коз, коров, быков и буйволов. Леса абадзехские кишат хищными зверями и дичью, а реки и ручьи - рыбой. Но абадзехи не охотятся и рыбы не ловят. Только и есть охотники на дичь, что домашние собаки, да разные звери. Первые охотятся часто сами по себе, последние же дичью питаются. Дикие свиньи ходят стадами; много волков, медведей, шакалов, лисиц, диких кошек, косулей, диких юз, оленей и зайцев. Хищных птиц тоже довольно: орлы, коршуны и другие хищные птицы постоянно оглашают воздух своим криком. Водятся также фазаны. В тинистых водах Кубани водится множество хороших пиявок, которые отправлялись в Константинополь, а оттуда во Францию, в город Марсель. На открытом воздухе растут превосходные арбузы и дыни, и почва везде отменно плодородна. У самой Кубани лежат превосходные луга. Доселе едва одна треть всей травы скашивалась. Словом сказать, земля абадзехов очень богата, и эти богатства, без всякого сомнения, удесятерятся при новом порядке и новом устройстве.
|