Разве тебе не обидно и ты не
хочешь, чтобы твой народ был образованным, талантливым, имел различные
возможности и профессии? А если тебе всё же обидно, то внимательно слушай, что
говорят! Ум должен быть зорче глаз. Потому что человек, у которого не проснулся ум, не осознает острой
необходимости в национальном сознании.
В решении национального сознания мало одного аула,
образованного от одного человека и нескольких семей. Вся твоя страна и её
жители должны примкнуть к тебе. А все найденные средства должны
объединять, а не сталкивать и ссорить
народ. И все те вопросы, которые разваливают нашу страну, как то
князья-дворяне, зависть и
склоки должны быть отброшены в сторону. Одинаково тяжело пробудить ум и
сознание необразованных, сонных людей или оказаться
окруженным бешеными псами и при этом не иметь при себе хотя бы палки.
Необразованный человек сравним с рыбой, которую вынесло водой, хлынувшей из
большой реки при наводнении. Необразованный, глупый человек с насмешкой
относится к умному. Умный человек, находясь вдалеке, знает, какие неприятности
могут произойти с его собратьями из-за невежды. Такие невежды не учат и не
воспитывают своих детей, они умеют только превозносить в 9 раз свои злобные,
жестокие деяния, совершенные в зрелые годы. А того, кто хочет научить их
уму-разуму, дать образование, профессию, научить письму того языка, на котором
они говорят всю жизнь, не признают. Они хотят лишь однодневного заработка. Думают лишь о себе, о своих животах и всё. Спросишь почему? Народы стали
людьми благодаря письменности, а накопленные знания, профессии, ум собрали в
книги, уже давно как подсчитали все свои буквы и составили буквари и словари. А
мы отстали от них на 900 лет. И если так получается, то для нас в этом деле
самое полезное, искать буквы адыгского языка, чтобы они были для всех понятны и доступны. Наши звуки разнятся и их шестьдесят три.
Из-за того, что не хватает количества букв, и что бы какие-либо чужеродные
буквы не встречались в написании адыгских слов, мы должны привести в должное
соответствие количество не хватающих букв и звуков. Нехватка букв делает
короткое слово при написании длинным. 1890-1920 гг.
|