" Много лет назад жил в ауле
Ассоколай смелый и сильный джигит Хусен. Не раз он отбивал угнанный у
аульчан скот и возвращал владельцам, за что его недолюбливали князья и
орки. Недалеко от Ассоколая были расположены два аула Хаякъо и
Псэгъуб, которые служили пристанищем князей и орков, занимавшихся кражей
и продажей детей, девушек и мужчин. Хусен собрал небольшой отряд и
отправился навстречу князьям и оркам, возвращавшимся с набега. Бой был
недолгим. Хусен и его отряд вернулись в Ассоколай с победой. Этот смелый
поступок увеличил число врагов молодого джигита. Когда он отсутствовал,
они подожгли его дом, угнали скот. Вскоре Хусен вынужден был со
своей семьей переехать в аул Гатлукай. Там его встретили тепло, помогли
построить дом, обмазали глиной, накрыли осокой, а Хусена с братом
определили сторожить кукурузу от кабанов. Но враги напали на его след и в
этот раз. Два всадника ночью подкрались к кукурузному полю, перевернули
свои шубы шерстью вверх и стали ломать кукурузу, издавая хрюканье. Но
братья разгадали хитрость врагов и повернувшись в сторону шума
крикнули:"Это не наше поле. Мы - сторожа. Люди не должны страдать
из-за нас, выходите из кукурузы!" Но шум не прекращался, и тогда Хусен
выстрелил не целясь. Послышался одновременно отчаянный крик и шум
убегавшего по кукурузе человека. Наутро за убитым приехали и увезли
его, обещая отомстить. Хусен приехал домой, сел у очага. В это время в
его двор ворвались всадники, и кто-то из них выстрелил через открытую
дверь, но не попал. Сам же Хусен первым выстрелом уложил на землю
предводителя. Тогда ассоколайцы приехали к нему и, связав Хусена,
увезли в аул. Здесь решили его убить. Но один из жителей выступил в его
защиту:"Во-первых, те, кто приезжал в поле, чтобы убить Хусена,
подражали животному, которое противно Аллаху. Во-вторых, Хусен сидел
дома, когда приехали убить его. Значит Хусен защищался, а не убивал.
Поэтому убивать его - большой грех перед Аллахом". Тогда прибегли к
старинному обычаю: поменяли фамилию Хусена, чтобы прекратить вражду. И
присвоили новую - Бэшкэкъу (Бэ - много, шкэ - есть, къо - сын). " " Очень давно к нам из аравийской земли приехали три
всадника - братья Халил, Талиб и Тлюстен. Путешествуя по Северному
Кавказу, они доехали до адыгейского племени Бесленей и остановились
погостить у князя. На третий день гости увидели, что один парень, держа
между ног хворост левой рукой, правой - палку с привязанной веревкой,
забежал во двор, осмотрелся, громко засмеялся и, изображая всадника,
убежал со двора. Гостям стало жалко парня, расспросили дворовых: "Кто
он?". Им ответили:"Это сын князя, у которого вы находитесь в гостях.
Юноша еще мальчишкой пропал из дому. И на седьмой год появился в таком
виде, в котором вы его увидели. Он у князя единственный сын". - Если мы вылечим его и приведем в дом отца, понравится это отцу или он не обрадуется? - спросили гости. -
Обязательно обрадуется, - ответили дворовые и передали слова гостей
князю. Вскоре князь вошел в гостиную, поздоровался с гостями, справился
об их здоовье и спросил: - Мне передали, что вы можете вылечить моего
сына. Правда ли это? - Правда, - ответили гости. - Я был бы счаслив, если бы вы смогли вылечить его. Гости вылечили больного. Князь подарил им табун лошадей, отару овец, стадо коров. Так
всадники, попавшие случайно на Северный Кавказ, стали богатыми. Они
занялись лечением душевнобольных. Но став богатыми, все чаще говорили о
возвращении домой. Халил уехал в Аравию, Талиб остался в Шапсугии,
Тлюстен поехал в Кабарду. Так разъехались всадники, приехавшие на Кавказ
из Аравии. Три брата: Тлюстен, Халил и Талиб звались просто бродячими всадниками - шыуадже. Отюда и произошла фамилия Шеуджен. " Тлехас Б.Г. Адыгейские фамилии: легенды и предания. (В книгу вошли
легенды и сказания о следующих фамилиях : Афашагов, Бгажноков, Бешкок,
Варпок, Вочепш, Гадагатль, Гакаме, Женетль, Заремук, Зенч, Кабертай,
Куанов, Кубов, Курашинов, Ловпаче, Мамиек, Мез, Напцок, Пшидаток,
Схашок, Татлок, Тлехатук, Трахов, Тугуз, Тхагушев, Удычак, Урсок, Делок,
Укол, Хакуз, Хапепхи, Хачегогу, Хачмамук, Хуаде, Хурай, Цику, Чемсо,
Чермит, Шеуджен).
|