Желание узнать историю своего рода, получить как можно больше информации о своей фамилии, рано или поздно, возникает у каждого человека. Хорошо, если в этот момент рядом еще находятся старшие рода, носители информации о фамилии, которые могут многое объяснить и подсказать. Но часто, когда многое уже упущено, приходится собирать буквально по крупицам любую информацию, имеющую отношение к фамилии и роду, из доступных источников. Большая удача, что про фамилию Анчок можно найти довольно много информации.
В подавляющем большинстве источников XIX и начала XX века фамилия Анчок упоминается как абадзехский дворянский род. В русской летописи встречается много подтверждений, что род Анчок был одним из влиятельнейших и уважаемых в Абадзехии. Так, например, немецкий путешественник и востоковед Юлиус фон Клапорт в своих исследованиях об азиатских народностях на Кавказе, которые он проводил по поручению Российской Императорской Академии, иностранным членом которой являлся, писал:
«У абадзехов нет никаких князей, а только старейшины и уздени, среди которых самыми уважаемыми являются Эдик, Энамок, Энчико и Джангат. У них воспитывался начальник Атажука Хамурзин, также, как и начальник Огэ Рослан-бек Мисоаост, а в настоящее время воспитываются сыновья кабардинского князя Кучука и его племянник Девлет-мурза. Абадзехи имеют также на обоих берегах Лабы хорошие пастбища, но семьи, живущие ближе к бжедугам и шапсугам, не пользуются ими. Абадзехи делятся на три главных рода, которые, однако, по образу жизни совершенно не отличаются друг от друга: Энамок - 29 родов, Энчико - 20 родов, Эджигх - 10 родов».[1]
Русский государственный деятель и историк Петр Григорьевич Бутков, проходивший в годы присоединения Грузии к Российской империи службу на Кавказе и собравший материалы по истории этого края, указывал, что: «Черкесы, под именем Керкетов, Церцетов, известны были Скиласу, Страбону, Плинию, Помпонию Мель, Птолемею, Аммиану Марцеллину и Стефану Византийскому, точно в тех местах восточного берега Черного моря, от Анапы до крепости Гагры, где и ныне некоторые поколения Черкесские обитают, а в том числе и Абезихи, или Абазехи, разделяющиеся на три колена. Одно из оных называется Енамоково, другое Анчоково, третье Адыгово, и сие-то последнее, некогда, отпустило от себя колонию в Кабарду».[2]
«Черкесы Абазехи, или Абазихейцы в 1802 году состояли из трех колен: 1-е Енамоково, которое считало в себе 29 родов; 2-е Анчоково, имело оных 20; и 3-е Адыгово, 10». [3]
Семен Михайлович Броневский, начинавший службу на Кавказе еще в 1790-х годах, и после перехода на гражданскую службу занимавшийся сбором материалов по истории Кавказа, так писал о абадзехах:
«Сколько известно, абазехи народ трудолюбивый и менее прочих черкесов наклонный к буйству. Их не почитают за коренное Черкеское колено, но произошедшее от смешения абхазов и черкесов. Они не имеют владельцев, и каждый род управляется своими старшинами, из коих знатнейшие суть: Едик, Ена-Моков, Анчоков и Жангатов».[4]
Известнейший русский путешественник и военный географ Михаил Иванович Венюков при описании абадзехов отмечал, что:
«Старейшины между абадзехами или, лучше, почетнейшие между ними фамилии первостепенных узденей ведут свое происхождение от двух главных родов: Качмез (Кушмаз) и Водземир (Оздамир). К первому роду принадлежат фамилии Едико, Хуштоко, Еномоко, Даур, Нашко (Нешуко), ко второму Афшоко (Анчоко), Жангато (Дженгет), Башико (Бешуко), Темидоаш (Темдаши) и Безрак (Безоруко)».[5]
Правда, бывший офицер русской армии и впоследствии кубанский краевед Н.Л. Каменев в очерке «Басейн Псекупса» дает принадлежность фамилии Анчок не к Воздемиру, а к Кушмезу:
«Тлекотлешами у абадзехов были следующие фамилии: от Оздемира Дауров, Бешико, Хуштако и Еномуко; от Кушмеза - Анчоко, Джянкет, Безруко и Темдаш; от ногайских мурз - Едиге, Касай, Унароко, Джюбатур и Аджитляш».[6]
В 1832 году Иван Федорович Бларамберг подготовил рукопись с описанием Кавказа, в частности и с описанием абадзехов:
«Что касается остальных черкесских племен, то в силу демократического устройства власти у них имеются лишь старейшины. Хотя у нас есть полный список наиболее уважаемых у них семейств, мы не будем приводить его здесь полностью во избежание излишних длиннот и ограничимся лишь первыми семействами каждого племени. У абадзехов - семейства: Инсшок (Inschok), Едиге (Edighe), Анчох(Antsokh), Бешон (Bechon), Чанкет (Tchanket). К абадзехам принадлежит также небольшое племя Туби».[7]
Российский этнограф и кавказовед Леонтий Яковлевич Люлье, так же не обошел тему известных абадзехских фамилий:
«У абадзехов дворянские фамилии в настоящее время следующие: Бешок, Инемок, Едиге, Джанкиат, Анцюок, Негиок и Даур. Хотя со временем влияние дворян и ослабело, но они сохранили преимущества, присвоенные их званию, до тех пор, пока общественный переворот не сравнял их с простолюдинами».[8]
|
Е. Фелицын. Сборник тамг или фамильных знаков адыгов. |
Русский историк и краевед Дьячков-Тарасов, много общавшийся со стариками абадзехами, в своем очерке про абадзехов выделял, что:
«Из абадзехских дворянских фамилий особенно славились Едыге, Бешуковы, Анчоковы, Гуте, Джянчатовы, Дауровы, Гонежуковы, Хатуковы, Бета, Неджуковы, Цей. Эти то дворянские (уорк) фамилии и стояли во главе обществ (хабль) и передавали им свои имена».[9]
Необходимо отметить, что общество Анчокохабль считалось самостоятельной и большой абадзехской общиной и имело влияние как на другие общества абадзехов, так и на другие субэтносы адыгского народа.
«Барон Сталь делил абадзехов на нагорных или дальних и равнинных или ближних и отметил девять следующих отдельных обществ: Tyбий, Темдаши, Дуар-Хабль. Дженгет-Хабль, Гатюко-Хабль или Тфишебс, Нежуко-Хабль, Анчоко-Хабль, Бешуко-Хабль и Едиче-Хабль. Эти общества или по абадзехски «хабль» делились на общины или «псухо», независимые друг от друга, но не враждебные между собою и тесно связанные союзом или «блягага». Благодаря своему изолированному положению, абадзехи, удаленные от русских и других предшествовавших им народностей, лучше, чем другие черкесские племена, сохранили старинный уклад черкесской жизни. У них удержался в большей, чем у других горцев, неприкосновенности родовой быт и не было даже князей. Отличаясь особенною храбростью и воинственностью, они считались самым демократическим племенем, и, как таковое, имели влияние и на другие племена».[10]
«В статье г. А.-Д.Г. общества абадзехов распределены так: 1) Туба-хабль, между р.р. Белой и Псефиром; 2) Темдаши, между Белой и Курджупсом; 3) Даур-хабль, между Курджупсом и Пшехой; 4) Дженгет-хабль, по левому берегу Пшехи; 5) Тфишебс, между Пшехой и Пшишем; 6) Анчоко-хабль, на левом бер. Пшиша; 7) Бешуко-хабль; 8) Едигэ-хабль и 9) Нежуко-хабль, далее к зап. до реки Супс на границе с шапсугами».[11]
|