Воскресенье
24.11.2024
17:23
Block title
Категории раздела
Этнография и генеалогия адыгов. [85]
Войны. [20]
Библиотека. [62]
Известия европейских и русских авторов о черкесах. Благодарность Thietmar'у (сайт www.vostlit.info ) за предоставленные сканы по европейским авторам.
Поэзия [7]
Колонизация Кавказа. [34]
Видео файлы [27]
Аудио файлы [7]
Документы [16]
Юмор в сети [6]
Видеоролики
Разное [4]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Библиотека.

    Фредерик дюбуа де Монпере.. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ. часть l
    30.03.2010, 13:08
     
    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ, К ЧЕРКЕСАМ И АБХАЗЦАМ, В КОЛХИДИЮ, ГРУЗИЮ, АРМЕНИЮ И В КРЫМ

    Посещение Ацесбохо

    (...) В Ацесбохо я получил представление о черкесском ауле. Нет ничего более живописного, чем их жилища, разбросанные там и сям среди деревьев — дубов, ясеней, грушевых и сливовых, прекрасных вязов, грабов, — которых не тронул топор и которые освежают все вокруг своей тенью в жаркий сезон.
    Главный дом выстроен из дерева или переплетенных прутьев, обмазанных жирной глиной; крыша сделана из досок, покрытых сверху соломой, прикрепленной длинными жердями: со стороны входа крыша вытянута вперед на три-четыре фута, образуя крытую галерею, как в домах крымских татар, жилища которых наиболее близки по своему типу  к черкесским.
    С одной стороны этой галереи, в дальнем углу дома, есть проход в маленькую, довольно узкую конюшню, сделанную в форме решетчатого забора, вход в которую может быть забаррикадирован изнутри дома.
    Внутри дом состоит из одной или двух комнат, не имеющих другого пола, кроме утрамбованной земли; стены вымазаны изнутри жирной глиной, потолком, на татарский манер, является крыша дома. В каждой комнате имеется одна или даже две наружных двери, комнаты также сообщаются между собой. Самая большая комната имеет размеры пятнадцать футов в длину и двенадцать — в ширину. Полукруглая печная труба прикрепляется, к стене с внешней стороны, сделана она из плетеных прутьев и оштукатурена и возвышается над крышей дома на пять-шесть футов; нижнее отверстие печи не более четырех футов, сам очаг свободно установлен на три земляных подставки.
    Вокруг очага па полках хранится домашняя утварь; оружие и одежда развешиваются на деревянных крюках.
    В тридцати шагах от основного жилища шесть кольев дли-пой в четыре фута поддерживают шесть больших плоских камней шириной два с половиной фута, шесть маленьких камней расположены в центре; сверху наложены четыре крепких балки, которые удерживают все строение: это у черкесов амбар. Изнутри амбар поделен на четыре части, как клеть у курляндцев; каждое отделение предназначено для различных видов зерна. Крыша амбара — из соломы, скрепленной жердями.
    Третье строение зачастую пристраивается к одному из двух первых: это длинный хлев для овец и коз.
    Все три строения находятся на одном дворе, окруженном глухим забором с воротами. Тут же рядом расположены огороженные участки, где черкесы выращивают пшеницу, рожь, овес и особенно просо. Эта участки окружены деревьями или лесами, и даже посреди полей то тут, то там оставлены отдельные, самые красивые деревья, так как дли черкесов деревья и леса являются первой необходимостью.

    История черкесской нации

    Черкесов обычно представляют себе как некое сборище разбойников, дикарей, не имеющих ни веры, ни закона; это мнение ошибочно. Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии, или героической аристократии в античной Греции.
    Устройство общества чисто феодальное: кастовый дух так же силен, как некогда во Франции или Германии. Князья, древняя знать, отпущенники, крепостные и рабы образуют пять четко разделенных классов общества.
    Титул князя — пшех или пши по-черкесски — приобретается теперь только по праву рода. В силу этого князья очень щепетильны при бракосочетании, с тем чтобы сохранить незапятнанной генеалогию. Браки заключаются только между представителями княжеских родов, и неравный брак считается большим бесчестьем. Их могущество зависит от числа вассалов, родственников и союзников, которых они могут собрать под свои знамена на случай войны. Их дочери, в случае отсутствия сыновей, передают иногда княжеский титул тем, за кого выходят замуж, но такой титул ниже по своему достоинству, чем тот, который завоеван ратными подвигами.
    Второй-класс — это знать, дворяне, часть которых становится весьма могущественными, объединяясь в многочисленные роды. Они являются оруженосцами князей и прислуживают  им 32 столом.
    Класс отпущенников включает в себя крепостных, получивших свободу за те или иные заслуги, или тех, кто будучи продан в рабство, вернулись впоследствии на родину с небольшим состоянием и благодаря ему приобрели себе вотчину. Права свободных переходят у них по наследству, и они пользуются равными с дворянами правами.
    Четвертый класс, то есть вассалы или крепостные, сходные с теми, которые существовали в Европе в эпоху феодализма, живут от отца к сыну в зависимости у князя или дворянина, поля которых они обрабатывают в мирное время и которых защищают во время войны. Каждый из них имеет землю и скот, на которые их сеньор не имеет никаких прав; сеньор не имеет также никаких прав на своего вассала и на его семью, которые могут, если они недовольны своим сеньором, уйти свободно в другое место. Только в качестве наказания и после суда сеньор может их продать, причем в этом случае дело должно рассматриваться на общем собрании племени.
    Эти четыре класса мало отличаются друг от друга в том, что касается одежды и домашнего быта; между ними даже царит полнейшее равенство, можно сказать, настолько мало ощутимо влияние, которое князь или дворянин оказывает на своего вассала; это влияние определяется доверием, патриархальной убежденностью; всякая власть осуществляется в силу древних обычаев.
    Пятый — это класс рабов, тхо'хотлов. Всякий иностранец, пускающийся в путешествие по этим краям и не могущий назвать своего кунака или своего хозяина, который его принимал, рискует оказаться в положении раба; князья и дворяне каждодневно увеличивают число своих рабов в результате набегов на русскую территорию; рабы — предмет богатства для их собственников, которые продают их туркам или сохраняют у себя и, женив их, увеличивают таким образом число своих вассалов.
    Все князья, а также дворяне равны между собой. Среди этого обширного населения, способного, как я уже говорил, выставить до 100 тысяч воинов, нет ни одного влиятельного человека, который мог бы образовать коалицию или выработать генеральный план наступления или обороны; каждый князь, каждый дворянин, далее каждый отпущенник — сам себе хозяин и подчиняется только самому себе. Тысячи интересов раскололи этот народ на множество независимых племен и родов, ревниво относящихся друг к другу, ревниво оберегающих  свою свободу, а зачастую разделенных навсегда ужасным законом крови, законом кровной мести, в результате чего между племенами и родами в течение веков живет ненависть друг   к другу.
    Этот дух независимости и недоверия сказывается на их нравах, их законодательстве, их жилищах.
    В Черкесии, как и во времена Интериано, нет ни городов, ни поселков, ни деревень в собственном смысле слова. Страна на первый взгляд кажется очень лесистой. Каждый черкес, стремясь жить изолированно и в своей вотчине, выбирает место для своего жилища подальше от соседей, стараясь расположить дом среди прекрасных деревьев, которых так много в этих краях, и невдалеке от леса, где его семья могла бы скрыться в случае нападения.
    Жилище строится из дерева или плетеных прутьев, обмазанных глиной, крыша делается из досок и покрывается соломой, прикрепленной жердями; все черкесские жилища более или менее похожи на то, что я описал выше. Единственным украшением стен жилища князя является оружие всех видов, кольчуги, луки, стрелы и т. п., развешанные как в комнате Улисса на гвоздях. Могущество князя определяется также количеством его домов, так как князь, его семья, его оруженосцы и вассалы, его гости каждый имеют отдельный дом, где они предоставляют или пользуются гостеприимством.
    Черкес расчищает участок вокруг своего жилища для посевов проса и пшеницы, стремясь при этом сохранить вокруг своего поля полоску деревьев, чтобы они охраняли его и давали прохладу, необходимую в этом климате. Даже посреди поля он оставляет несколько самых красивых отдельных деревьев. Поэтому, если смотреть с моря, нет ничего живописнее этих спускающихся к берегу лесистых долин с полями всех оттенков зелени. Только очень редко можно заметить скрывающиеся в листве строения.
    Несколько таких жилищ, разбросанных там и тут, в силу ли зависимости от одного и того же князя, или же объединенные одними интересами или обстоятельствами, получают название, чаще всего по названию реки, протекающей по соседству.
    Жилище называется «унех»; я интересовался, есть ли у натухаев другой термин, обозначающий поселение или деревню; похоже, что такого слова нет, и они используют слово «унех» также и для обозначения понятия деревня. На Северном Кавказе слово «аул», позаимствованное у татар, используется как собирательное для обозначения нескольких объединенных жилищ. В долине Кубани, в Кабарде и у части черкесов-горцев пользуются также термином «кудже», «квадже» (koudje, kwadje) (по-татарски «кабак») для обозначения сорока-пятидесяти жилищ, построенных по кругу.

    Обязанности крепостного

    Крепостной трудится на поле своего князя и облагается, в силу древних обычаев, определенными повинностями; я не знаю, настолько же они велики, как у кабардинцев, у которых каждый крепостной обязан уплатить четырнадцать мешков проса за каждую пару волов, которых он использует. Главная обязанность крепостного— сопровождать и защищать своего сеньора.

    Черкесский дворянин

    Воспитание делает черкесского дворянина воином, предводителем шайки разбойников. Высшей доблестью для натухаев, шапсугов, абедзехов (альбедзехов) является вернуться из похода, нагруженными добычей и с толпой пленников; будь то князь или вассал, это их единственное занятие и талант. Когда принимается решение о походе—против русских ли, или пропив черкесов, с которыми они во вражде,— сборище, которое объединяется в этих целях, выбирает себе предводителя, который является таковым только на время похода; выбор этот свободный и падает на самого смелого, на князя или дворянина, которого находят наиболее достойным для выполнения этой задачи.
    Все в нравах черкесского князя или дворянина несет на себе отпечаток этой необузданной страсти к приключениям и грабежу — поведение, занятия, чувства, воспитание. Более ничто иное не составляет предмета гордости черкесской знати, а самым большим бесчестьем является неравный брак.

    Брак

    Как в Лакедемоне (Спарта в Древней Греции), женатый мужчина не решается показываться на людях вместе со своей супругой, он может навещать ее только без посторонних; узнавать что-либо или говорить с мужчиной о его супружеской жизни — большая бестактность. Только с возрастом эти строгие правила могут быть в какой-то мере смягчены.

    Воспитание

    Князья имеют обыкновение поручать своих сыновей в юном возрасте вассалам, которые поселяют их у себя и обучают их всевозможным телесным упражнениям, верховой езде, различным хитростям, необходимым в опасных походах; это вызывает в памяти пример Пелен, отдавшей Ахиллеса на воспитание кентавру Хирону. С этим обычаем встречаешься еще и сейчас, как и во времена Интериано. Подобная система воспитания существует также у абхазцев и у части грузин. Родители не оплачивают воспитателю, «аталыку» по-турецки, ни его труды, ни содержание ребенка; но когда ребенок достигает юношеского возраста, он отдает своему аталыку, пока он находится в его доме, лучшую часть добычи, которую он может захватить во время грабительских набегов или на войне. Воспитатель преподает также своему ученику великое искусство красноречия и рассудительности, чтобы тот мог блистать на собраниях или импровизированных местных советах, где обсуждаются интересы нации.
    Зачастую он же занимается женитьбой своего воспитанника. Найдя подходящую для воспитанника невесту, он выкрадывает ее с помощью своих друзей и платит на паях с ними калым, или приданое, который должен быть вручен родителям в качестве платы за их дочь; этот калым, который полюбовно обговаривается сторонами, состоит из ружей, сабель, быков,  лошадей и т. д. Вместе с тем воспитатель отвечает своей головой, если он опозорит воспитанника неравным браком.
    Супруг, обнаружив, что женщина, на которой он женился, не была невинной, имеет право, сохраняя за собой калым, возвратить ее родителям, которые ее убивают или продают.
    Как правило, отец вновь встречается со своим сыном не ранее того, как тот женится; к этому времени сын возвращается в родительский дом. Это событие отмечается большим праздником, на который приглашаются все родственники; после праздника аталык щедро вознаграждается и пользуется в семье своего воспитанника такой степенью родства, которую ничто не в силах подорвать: если аталык крепостной, его возводят в дворянский ранг. К тому же воспитанник сохраняет нерушимую привязанность к своему воспитателю, которую нетрудно понять, принимая во внимание ту холодность, которая должна существовать между отцом и сыном, так поздно узнавшими друг друга.
    Дочери кабардинских князей воспитываются так же, как и сыновья: их отдают воспитательницам, которые обучают их всему необходимому для их пола и выдают их замуж, заботясь о том, чтобы подобрать им приличествующего супруга, поскольку также отвечают за это головой. Мне неизвестно, принята такая система воспитания дочерей также и у народностей на морском побережье или нет.
    Черкесы с побережья довольно высоки, у них элегантная и хорошо сложенная фигура, и они постоянно стремятся еще более подчеркнуть эту красоту, стягивая талию кожаным поясом. Их походка грациозна и легка. Голова у них овальной формы; как магометане, они обривают волосы, оставляя усы и черную, не слишком густую бороду. Глаза у них тоже черные и глубоко посаженные; нос не длинный, тонкий и хорошей формы. Кости челюсти длинные и четко обрисованные.
    Не являются также редкостью каштановые волосы и борода того же цвета.
    Они хорошие всадники и хорошие пешеходы. Их костюм до настоящего времени — облегающие штаны и сюртук, сходные с одеждой представителей древних германских рас и с сермяжьем современных литовцев; это костюм, который можно увидеть на памятниках древнего Пантикапея.
    Под сюртук они надевают рубашку из крашеного полотна, шелка или хлопчатобумажную, которую не снимают до тех пор, пока она не превратится в лохмотья. Штаны из суша бурого цвета или из полотна застегиваются под рубашкой, как у русских; штаны плотно облегают икры, образуя складки под коленями. Виз штанов заправляется в мягкие туфли из мягкого коричневого войлока, поверх которых надеваются сапоги, сшитые из целого куска и обрисовывающие форму ноги; в средней части голенищ сапог проходит шов, а под коленом вместо застежки у них имеются завязки, сделанные из двух кусочков сыромятной кожи.
    Сюртук — также «чок» или «циш — сжимает талию, у него совсем нет воротника: это в точности тот же покрой и форма одежды, которую носит тот терракотовый скиф или сармат, что я изобразил в 4-ой серии, лист 24, или рис. 1-й 17-го листа. На груди с двух сторон имеются два маленьких кармашка или чаще два ряда маленьких коробочек или патронных гильз, сделанных из дерева, камыша, кости или металла. У более богатых крышечки патронташей прикреплены к плечам серебряными цепочками.
    В глазах черкеса богатство олицетворяют только оружие и лошади. Этот черкес, который едва имеет во что одеться и крышу жалкой лачуги над головой, может быть обладателем ружья стоимостью в несколько сот рублей и соответствующих сабель, кинжалов и ножей. Выходя из дому, он украшает себя этим оружием. Его сабля, или «шашка» по-турецки, висит у него на боку; изогнутый клинок вложен по эфес в ножны, обычно отделанные серебром. На плече черкес носит ружье, вложенное в черный фетровый чехол, прикрепленный двумя кольцами из красной кожи к ремню. На поясе черкес имеет кинжал; там же у него прикреплены кроме того тесак-отвертка, кожаный кошель, где хранятся трут и ружейный кремень, нож в ножнах, или бахчисарайский «печак», кисет с табаком и, наконец, прекрасно выполненная из черненого серебра маленькая коробочка с салом, которым натираются пули для того, чтобы они лучше скользили в стволе. В руке черкес держит маленькую подставку из двух деревянных реек; на эту подставку кладется ствол ружья при стрельбе.
    Такова амуниция у почти всех кавказских народов; кольчуги, стальные шлемы, налокотники и наколенники из того же металла, так часто встречающиеся у кабардинцев, очень редки у западных черкесских племен. В качестве головного убора черкесы носят своеобразный колпак, именуемый «пахо», отороченный широкой полосой каракуля с длинной шерстью, падающий на лицо. Фригийский колпак в том виде, каким мы его находим изображенным на памятнике древнего Пантикапея,— с капюшоном и двумя более или менее длинными свисающими концами — сохранился главным образом у убухов, сахов, абхазцев. Турки называют его «башлык», абхазцы— «гетаф». Известно племя, огоров, знаменитое своим прозвищем «черниколпак» («черный колпак»), так как они носят этот башлык черного цвета.
    Чтобы дополнить описание черкесского костюма, следует упомянуть манто из фетра, которое они носят во время путешествий и которое является не чем иным, как хламидой древних. Его черкесское название — «джако»; им пользуются все народности Кавказа и Армении под названием «бурка», «жапунджи» и т. д.

    Одежда  и  внешность женщин


    Черкесские женщины соперничают в красоте с грузинками, и трудно решить, кому же отдать предпочтение. Тэбу, который видел первых больше чем я, говорит, что у них продолговатое лицо и что черты лица у них обычно крупные и правильные, глаза у них в большинстве случаев черные, блестящие и с красивым разрезом, это, как они считают, одно из их самых сильных оружий. Брови у них красивого рисунка; цвет лица слегка оливковый.
    Девушки с очень раннего возраста, лет с десяти-двенадцати, носят корсет или широкий кожаный пояс, надеваемый прямо на тело; девушки из знатных семей скрепляют его серебряными застежками. Этот корсет настолько стягивает талию, что нет женщин с более тонкой талией; корсет также сдавливает бюст таким образом, чтобы не допустить его развитие. Молодые незамужние черкешенки имеют совершенно плоскую грудь, чем весьма поражают. Только в день свадьбы супруг имеет право распороть корсет кончиком кинжала. Идеал красоты у черкесов требует от женщины серьезных жертв, и чтобы сохранить тонкую талию, молодых девушек очень плохо кормят: им дают только молоко, лепешки, просяную кашу.
    Если выше бедер женщина должна иметь тонкую талию, то нижняя часть корпуса должна быть крупной, живот выпуклым, что нам может показаться уродливым.
    Волосы они заплетают в косы как татарки; костюм их состоит из рубашки, которая подвязывается шнурком, и широких панталон, которые выглядывают из-под верхней одежды; к поясу может пристегиваться передник.
    Женщины начинают носить костюм замужней женщины только после первых родов; с того же времени они начинают накрывать голову белым покрывалом, которое без складок облегает лоб и завязывается под подбородком. Тэбу де Мариньи не слишком похвально отзывается об их походке, которая ему показалась медлительной и апатичной, но мне думается, что здесь мы впадаем в опасность судить по отдельным исключениям. Он находит их весьма неглупыми, у них живое воображение, способность к высоким страстям; они тщеславны и гордятся славой своих мужей, добытой на полях сражений.  Воспитательницы (аталычки) обучают девушек вышивать, делать позументы, шить платья, плести корзинки, соломенные циновки и выполнять другие работы, присущие их полу. Черкесские девушки вовсе не обречены на заточение, как на Востоке; напротив, они принимают участие в тех же развлечениях, что и юноши; они не стеснительны и не робки; они прислуживают иностранцам, находящимся в гостях у их родителей.
    Черкесские танцы нисколько не отличаются от танцев других кавказских народностей; танцоры перенимают друг у друга всевозможные па и антраша, как и казаки, которые, не исключено, позаимствовали свои излюбленные танцы именно у черкесов. Их музыка — это трехструнная скрипка, флажолет и бубен, как у ногайских татар; все это сливается в гармонию, которую трудно отнести к числу самых приятных.
    У черкесов есть свои трубадуры или сочинители, «кикоакоа», уважаемые во всех слоях общества и даже среди воров. Их инструмент — двух- или трехструнная гитара, и достаточно им показать ее, чтобы быть пропущенными беспрепятственно повсюду. Их песни совершенно не рифмованы; они являются хранителями многих эпизодов истории страны и древних преданий, какими были барды у франков и кельтов, г также в древней Ирландии.
    Черкес, к какому бы классу он ни принадлежал, ленив и не любит обременять себя мало-мальски тяжелой работой; он предпочитает опасности разбойных походов занятиям, которые приносили бы ему хлеб насущный. Это относится главным образом к натухаям (натухаджам), шапсугам, убухам и ко всем тем горным народностям, которых земля не слишком балует плодородием. Там крестьянин оставляет почти все заботы по дому на женщин, которые даже выходят обрабатывать поле с мотыгой, поскольку они совсем не знают плуга. Выходя в поле, эти труженицы оставляют дома даже панталоны, чтобы не порвать их, и остаются в одних рубашках.
    Можно заметить, что. женщина у черкесов, как и у всех народов, славу которых составляют грабежи, находится в полном подчинении у мужа и является скорее его рабыней, нежели подругой.
    Я говорил уже, что здесь покупают женщин, уплачивая за них значительный выкуп, достигающий нескольких тысяч франков; от этого обычая всего лишь один шаг к обычаю продавать своих дочерей или племянниц.
    Во все времена древняя Зихия (Цихия), нынешнее побережье Черкесии и Абхазия были рынком работорговли; это длится уже тысячелетиями; можно сказать, что миллионы жителей были таким образом проданы и увезены в другие края. Если бы я смел судить о путях господних, я бы сказал, что Провидение пожелало возродить, обновить другие, деградировавшие расы, смешав их с прекрасной черкесской расой; но нам ли судить о деяниях высшего разума.
    Страбон, Прокоп, Интериано и все современные авторы говорят об этой работорговле. Подобная торговля стала необходимостью у этих народов, однако существуют известные пределы, которые черкесы не переступают.
    Никогда ни один князь и ни один дворянин не продаст свою дочь или своего сына, по крайней мере, если та или тот не дают серьезного повода для его гнева. Тем не менее отец имеет такое право в отношении своих детей; однако в обычаи это вошло только у бедных людей, зачастую вынужденных пойти на подобный шаг из-за нищеты, или же очерствевших в силу постоянного разбоя. Молодая девушка не всегда смотрит на этот варварский акт отца под таким углом зрения: если она красива, она надеется суметь получить место в гареме в Турции. Подобные романтические мысли ее успокаивают;  та или иная из ее подруг, кто был продан подобно ей, получили впоследствии свободу и вернулись на родину с небольшим состоянием; их рассказы о блестящих покоях гарема утешают девушку.
    Брат также имеет право продать свою сестру, когда они остаются без родителей; муж может продать свою жену, уличенную в супружеской неверности.
    Но черкес не продает другого черкеса; его страшит закон крови, закон мести, который будет к нему в данном случае так же беспощаден, как к убийце: я утверждаю, что даже князь не может продать своего крепостного, разве что в качестве наказания за измену, или же по приговору, вынесенному племенным собранием.
    Черкес имеет такое право только в отношении своего раба и пленника, но продает он их не всегда. Черкесы любят иметь пленниками русских, потому замечают их предприимчивость и трудолюбие; поэтому черкес, сумевший оценить эти качества, вовсе не жесток в обращении с пленниками, как только он заметит их добрую волю; напротив, в своих собственных интересах он относится к пленнику с вниманием, готов даже отдать ему одежду с собственного плеча, чтобы уговорить его остаться, особенно он старается женить его, полагая, что жена и дети удержат его куда надежнее, чем любые другие узы; в подобной женитьбе преследуется и другая цель: поскольку дети раба являются также рабами, для черкеса это — богатство, которым он может распоряжаться по своему усмотрению, и он  делает это безо всяких угрызений. Судьба детей пленников, когда они становятся красивыми, хорошо сложенными — быть отнятыми у родителей их хозяином, который воспитывает их дальше, чтобы затем продать туркам; эти несчастные являются основным фондом работорговли. Ниже мы найдем этот варварский обычай, распространенный также среди абхазцев; то же самое продолжали бы делать и мингрелы, и грузины, если бы русские не навели надлежащий порядок своими строгими мерами.
    За чем черкесы надзирают очень строго — это чтобы их рабы и пленники никогда не имели оружия.

    Законодательство

    Законы черкесского рыцарства, как его именует Паллас , базируются на трех основных принципах: гостеприимство, уважение к старшим и право мести.
    Я уже сообщал, что говорил Интериано об этом черкесском гостеприимстве в его времена, т. е. в начале XVI века; ничто не изменилось с тех пор, и нерушимость гостеприимства остается все той же. Хозяин защищает гостя ценой жизни своей и своих близких, он не отпустит его, не обеспечив конного эскорта и не поручив его своим союзникам; и убийство человека, которому было предоставлено гостеприимство, будет отомщено с такой же жестокостью, как и убийство близкого родственника. Чужестранец, отдающий себя под защиту женщины, или тот, кто сумел коснуться губами ее груди, немедленно получает гарантии как брат, будь он даже врагом семьи или более того убийцей одного из родственников.
    Это своеобразное усыновление, о котором сообщает Паллас, все еще освящено у натухаджей (натухаев), как об этом рассказывает г-н Тэбу де Мариньи и как это подтверждал мне г-н Тауш.
    Уважение к старикам, или наконец ко всякому человеку, который старше вас по возрасту, таково, что, когда он входит, все обязаны встать, будь даже этот человек ниже вас по положению. Это практикуется как среди мужчин, так и среди женщин, и сесть можно лишь только после того, как человек, из-за которого все встают, прикажет об этом словом «тизе» («садись»). Черкесы никогда не пренебрегают этим, и даже в семье они являются преданными блюстителями этого неудобного обычая.

    В.К.Гарданов. АДЫГИ, БАЛКАРЦЫ И КАРАЧАЕВЦЫ В ИЗВЕСТИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ АВТОРОВ XIII-XIX вв

    Категория: Библиотека. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 2039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.2/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]