Понедельник
07.10.2024
02:51
Block title
Категории раздела
Этнография и генеалогия адыгов. [85]
Войны. [20]
Библиотека. [62]
Известия европейских и русских авторов о черкесах. Благодарность Thietmar'у (сайт www.vostlit.info ) за предоставленные сканы по европейским авторам.
Поэзия [7]
Колонизация Кавказа. [34]
Видео файлы [27]
Аудио файлы [7]
Документы [16]
Юмор в сети [6]
Видеоролики
Разное [4]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Библиотека.

    Фредерик дюбуа де Монпере.. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ. часть ll
    30.03.2010, 13:05

    Закон крови

    Известно, что такое закон крови, который у нас называется талия, но нигде этот карательный закон не выполняется с такой жестокостью, с такой строгостью, как у черкесов и у других кавказских народов. Пролитая кровь должна быть отомщена; самый близкий родственник при своем рождении наследует обязательство уничтожить рано или поздно обидчика, совершившего покушение на его родственника; хозяин должен отомстить за гостя, либо путем применения открытой силы, либо хитростью, в противном случае ему грозит изгнание за трусость. Эта ненависть, передающаяся из поколения в поколение, становится иногда делом целого рода или племени,... и если во время этой борьбы ради отмщения виновный умирал, месть на этом не прекращается, вина перекладывается на ближайшею родственника умершего, и так продолжается до тех пор, пока жажда мести не будет утолена, или пока цена крови не будет уплачена в соответствии с решением арбитров, или пока дело не будет решено женитьбой.
    Именно этими ужасными принципами объясняется состояние постоянной войны, страха, подозрительности, которое царит между черкесскими племенами и семьями. Никто не выходит без оружия. Особенно свирепствуют в своей мести князья и дворяне, поскольку они никогда не соглашаются на «тхлил уасса», то есть плату цены крови, а всегда требуют кровь за кровь.
    Этот антихристианский принцип мести, на первый взгляд, странным образом противоречит любви к гостеприимству к уважению к старшим; на самом же деле он является их непосредственным продолжением: именно вследствие утрированного уважения к гостю или к родственнику, к другу черкес считает себя обязанным мстить его обидчику и смыть обиду кровью.
    Таковы основные принципы права у черкесов; у них нет писаного свода законов. Любое административное дело передается на решение народного собрания или совета, которое происходит в лесу и на котором наиболее пожилые имеют большее влияние: князья, дворяне, даже крепостные имеют там решающий голос. Никакой постоянный суд, никакая полиция, никакая власть не вершит здесь правосудия и не уполномочена преследовать виновного или осуществлять законы. Спорные вопросы, распри между семьями, племенами, кражи, убийства и т. п. разбираются и решения по ним выносятся на народных собраниях, которые заранее не готовятся; в зависимости от важности дела избирается определенное число судей, например, для разбирательства убийства избирается до пятнадцати судей; эти судьи занимаются разбирательством только данного конкретного дела. Мы видим, таким образом, что нет больших республиканцев, чем черкесы, несмотря на законы феодализма, которые весьма четко делят этот народ на касты. Сам князь обязан всегда советоваться со своим собранием по всем вопросам, не касающимся внутренних дел его семьи и его хозяйства.
    Обычай требует, чтобы обнаруженная кража наказывалась возмещением в многократном размере стоимости украденного; нераскрытая же кража — это дело доблести, как в Лаке-демоне, и самая большая обида, по г-ну Тэбу де Мариньи, какую девушка может нанести юноше, это сказать ему, что он до сих пор не сумел украсть даже коровы. Однако право собственности уважается между людьми, связанными узами дружбы, гостеприимства или родства.
    Убийство отца или матери осуждается как величайшее бесчестье; наказание за неверность зависит от мужа, который может пойти на кровавую месть, искалечить свою жену, отсечь ей уши, обрезать ей волосы, оторвать рукава одежды и отправить ее в таком виде обратно к родителям, а может пойти на мировую с соблазнителем за известную сумму денег... Довольно редко муж идет на крайности, т. е. на убийство виновника и калечение своей жены, так как, несмотря на справедливость своего гнева, он отдает себе отчет в нежелательности уплаты цены крови родственникам виновных, как за их убийство, так и за искалечение того или иного члена.

    Религия

    Весьма трудно сказать определенно, какую религию исповедуют черкесы, настолько свойственно им смешение христианства, мусульманства и язычества.
    В одиннадцатом и двенадцатом веках русские князья Тьмутаракани и грузинские цари обратили их в большей или меньшей мере в христианство. Кабардинские и черкесские князья и их единоплеменники, пришедшие из Крыма и покорившие часть Черкесии в начале пятнадцатого века, были мусульманами. С середины шестнадцатого века соперничество между Россией и татарами-мусульманами в Черкесии привело к открытой борьбе между христианством и исламом в этой стране; каждая из двух могущественных сторон стремилась влиять на народ посредством религиозных идей, и эта борьба продолжалась вплоть до наших дней. Но к каким результатам она привела?... Результатом было явное безразличие как к той, так и к другой религии и полный возврат к древним суевериям.
    История не знает примеров того, чтобы одна религия заменила другую в чистом виде, без заимствований у своей предшественницы; всегда новая религия прививается на старую, и проповедники новой системы вынуждены мириться с подобным смешением из политических соображений, чтобы не напугать население, не склонное сразу же воспринимать нововведения. Тот, кто внимательно проследит развитие христианства, увидит, что оно видоизменялось на тысячу ладов несмотря на свою кажущуюся ортодоксальность, и каждый народ добавлял к нему некоторые свои древние праздники, древние обряды, упоминания о древних культах. Не составит труда проделать такой анализ развития христианства у некоторых народов, которые я изучал во время своих путешествий.
    У черкесов только князья и знать являются мусульманами и соблюдают его обряды, но делают они это для очистки совести, без всякого рвения и зачастую посмеиваются над этими религиозными церемониями.
    Народ же фактически является языческим.
    Черкесы с побережья все еще по традиции празднуют Пасху, хотя уже не помнят, в честь чего этот праздник, и за пятнадцать дней до праздника, наподобие поста, воздерживаются от употребления в пищу яиц. У них есть деревья, отмеченные крестом, которые они почитают и которых никогда не касался топор; эти деревья находятся в священных рощах, пользующихся всеобщим уважением; в определенные дни перед этими деревьями бывают религиозные празднества. Г-н Пейсонель среди прочих упоминает одно такое дерево, росшее в центре страны и называвшееся «Панагия-сан», однако же культ, который отправлялся у этого дерева, был совершеннейшим идолопоклонством.
    Г-н де ля Мотрей, который путешествовал в этих краях в 1711 г., рассказывает, что черкесы-горцы устраивали шествия с зажженными факелами вокруг этих священных деревьев и у их подножья приносили в жертву различных животных — быков, баранов, ягнят, козлов и овец. Их жрецы или священники, избираемые из числа старейшин, раздавали присутствующим мясо и относили его больным и беднякам, отсутствовавшим на церемонии. Эти жрецы не умели ни читать, ни писать и ограничивались тем, что повторяли некоторые формулировки из молитв, которые они затем передавали своим преемникам в том виде, в каком они слышали их от своих предшественников.
    Во все времена народы Кавказа склонялись к друидизму, то есть во все времена они питали наибольшее  уважение к старым деревьям, поскольку считали, что в них обитают невидимые божества.
    В большей или в меньшей мере это сохранившееся с античных времен уважение и поклонение деревьям соединялось с христианством. В Колхиде нет ни одной церкви или часовни, которую бы не окружали и не прятали в своей тени деревья. Абхазцы, которые сохранили больше черт христианства, чем черкесы, также имеют священные деревья.
    Можно допустить, что апостолы христианства, использовав это уважение к деревьям, вырезали на коре деревьев кресты; не исключено, что построенные поблизости деревянные часовни исчезли, п таким образом получилось, что обычаи христианства ассимилировались с древним друидизмом.
    Еще сегодня, если верить рассказу Тэбу де Мариньи, в окрестностях Геленджика священники, одетые в простую «бурку» (накидка из фетра), простирая руки к кресту, освящающему лес, посреди толпы, хранящей глубокое молчание, шлют свои молитвы создателю, прося его охранить их поля, дать богатый урожай и избавить их от чумы. К кресту прикрепляется множество маленьких свечей. С помощью одной из этих свечей священник слегка прижигает шерсть быка и льет ему на голову бузу; этот бык приносится в жертву; приношением богу является также буза и пресный хлеб с сыром внутри. Церемония завершается пиршеством, на которое каждый житель приносит яства по мере своих возможностей, затем следуют танцы и игры.
    Эти жертвоприношения представляют  собой одну из особенностей христианства у всех народностей Кавказа; ими сопровождаются все большие праздники в Осетии, Раче, Мингрелии. Абхазии; даже армяне сохранили этот обычай; это не есть в прямом смысле слова жертвоприношение: поскольку все эти праздники предваряются длительным постом, принесение быка в жертву в день праздника рассматривается как своего рода благословение первого мяса, которое будет съедено; то же самое делают греки, католики в Литве, Польше и т. д.
    У черкесов есть подчиненные божества, или своего рода святые, привитые к языческим божествам. У них есть Мерисса, защитница пчел. Они утверждают, что когда все пчелы погибли, в живых осталась только одна, которая спряталась в рукаве Мериссы, и та ее спасла, после чего от той пчелы произошли все пчелы, которые сейчас существуют. Этот праздник отмечается летом.
    Это божество называется также Мереим, и ее считают матерью бога.
    Сеосерес был великим путешественником, которому подчинялись все ветры и воды. Он особенно почитаем у шапсугов и натухаев. Его образ — молодое грушевое дерево, которое черкесы вырезают в лесу, обрубают сучья и хранят в доме как божество, охраняющее стада. Почти в каждой семье имеется эта реликвия; к осени, ко дню его праздника, образ Сеосереса с большими церемониями вносится внутрь дома, его счастливое появление встречается грохотом различных инструментов и радостными криками всего населения. Грушевая ветвь украшена маленькими свечками, сверху на нее надета головка сыра; вокруг нее пьют бузу, едят, поют, после чего ее спроваживают, устраивают во дворе, где она проводит остаток года, прислонен паи к изгороди, без всяких признаков почитания.
    Тлиебсе, король, покровитель кузнецов. В день праздника в его честь совершают возлияния на лемехе и топоре.
    Ноакаче, Йемик и Месте — вот еще святые или полубоги, каждому из которых посвящается свой особый день.
    Черкесы, у которых нет бога-громовержца, считают смерть от удара молнии признаком святости: этот знак благословения приносит ангел, и погибшего от молнии хоронят самым торжественным образом, а родственники умершего поздравляют друг друга с выпавшим на их долю счастьем. Люди толпами выбегают на улицу, заслышав шум, который производит этот ангел на своем пути в небесах, и когда он долго не дает о себе знать, люди обращают к нему молитвы, прося его вернуться.

    Похороны

    Ритуал похорон у черкесов меняется в зависимости от местности и, как и повсюду, от степени зажиточности умершего.
    У натухаев тело, обернутое в белое полотно, после песнопений в честь умершего и своего рода надгробного слова опускают в могилу, схожую с теми, которые я описывал выше; тело укладывают головой к востоку и на бок как у мусульман.
    В церемонии принимает участие мулла, если таковой имеется. В течение года постель покойного и его оружие сохраняются в  священной неприкосновенности, на том самом месте, что и при жизни покойного. В установленное время родственники и друзья умершего собираются, чтобы рыданием и ударами в грудь выразить свое отчаяние: вдова выражает свою скорбь, расцарапывая до крови лицо и руки.
    Один из дней предназначается для большого пиршества, которое должно обязательно сопровождать похороны: богатые, у которых все имеется в изобилии, организуют его вскоре после погребения; менее же состоятельные откладывают его иногда на несколько месяцев, пока не соберут достаточное количество провизии. Пища готовится в самом обильном количестве; на подобных пиршествах собираются иногда до четырех сотен приглашенных; пиршество проводится в священном лесу, под деревьями, где, как я уже говорил, проводятся и все другие религиозные церемонии... Большинство людей готовят только мясо и просяную кашу: в этом и состоит все пиршество, но и это следует уже считать большой роскошью, так как черкесы обычно воздержанны в пище и удовлетворяются кашей или запеченным в форме лепешки тестом с просяной кашей.
    Пиршество сопровождается играми и розыгрышем призов, устанавливаемых в память об усопшем, как на похоронах Патрокла; несколько кусков ткани, которые держит в руке быстрый всадник, становятся наградой самым ловким всадникам, которые на своих лошадях стараются его догнать и отнять этот символ признания их превосходства в скорости. Соревнования бегунов и подобные упражнения завершают празднество  .
    Райнеггз сообщает еще об одном обычае, распространенном среди черкесов,— приносить в жертву душам усопших родственников и друзей пленников и рабов, как делал это Ахилл на могиле Патрокла. Разумеется, такого обычая более не существует, и мода на него прошла со времен этого путешественника, который уверяет, что черкесы из числа его друзей убеждали его в том, что считают пролитую кровь весьма благотворной для успокоения душ усопших.
    Тела погибших на войне выкупаются; этим занимаются посланцы, которые приезжают обсуждать сумму выкупа за погибшего, предлагая в обмен быков, лошадей и другие предметы: здесь можно вспомнить еще Гомера, который описывает сцену выкупа тела Гектора.

    Письменность

    Черкесы знакомы с письменностью не лучше, чем во времена путешествия Интериано; их традиции и воспоминания о выдающихся событиях в их истории сохраняются в песнях. Имея лишь слабо развитые торговые и экономические связи, они не ощущают потребности в этом великом средстве коммуникации, нарочный служит для них живым письмом... Когда это средство связи оказывается недостаточным, они обращаются к помощи турецких мулл, которые живут среди них и оказывают им эту услугу. Единственные иероглифы, известные черкесам, это те, что используются для клеймения лошадей.
    Кроме черкесского языка князья и дворяне страны, которые собираются в сентябре вместе со своими приближенными в набеги, пользуются в разговорах между собой для конспирации совершенно особым языком, который они называет «шакобза» и который не имеет никакого сходства с черкесским. Простому народу говорить на этом языке не разрешается.  Райнеггз (т. II, стр. 248)—единственный, кто приводит несколько объяснений выражений из этого жаргона, который, вполне вероятно, может оказаться самостоятельным языком и служить, таким образом, для нас доказательством того, что в черкесской нации существуют несколько этнических элементов и что черкесские князья и знать являются пришельцами...  Но откуда они пришли?

    Промыслы. Торговля

    Промыслы и торговля почти полностью отсутствуют у черкесов. Отношения, которые они имели до сих пор с турками, представляли собой не более чем товарообмен в зачаточном состоянии. Его основной статьей всегда были рабы; я не буду повторять то, что я уже говорил выше по этому вопросу. Основное занятие черкеса до настоящего времени касается того, как бы раздобыть денег на хлеб насущный — либо посредством набегов на территории русских или враждебных племен, либо пиратством на море. Это последнее средство остается все тем же, что и во времена Страбона, хотя с тех пор прошло вот уже скоро девятнадцать столетий. Военное судно, на борту которого я был принят и которым командовал капитан Вульф, дважды  получало приказ преследовать черкесские галеры и пиратов на них, так что я имел удовольствие их наблюдать собственными глазами. Единственное изменение, которое я заметил, это то, что галеры стали больше и число людей на борту обычно также больше: их набирается человек до 60—70. Они идут только на веслах и скользят вдоль берега, чтобы не быть замеченными: порт Мамай, еще в древности известный своими пиратами, все еще остается главным пристанищем черкесских корсаров.
    В каждой семье женщины занимаются изготовлением предметов первой необходимости в хозяйстве: из светлой пряжи они ткут нечто вроде сукна буроватого или серого цвета, они умеют также выделывать фетровые манто (бурка по-русски или джако по-черкесски); они шьют обувь и одежду ; они занимаются даже выделкой седельных подушек, привязных ремней, ножен для сабель и чехлов для ружей.
    В целом потребности черкесов не слишком велики.

    Ввоз товаров


    В чем они испытывают острую нужду — это в соли, которую он и могут получить только в Керчи, так как в их стране нет ни малейшего признака этого продукта. Со времени начала войны, которую им объявила Россия, они совершенно не имеют соли и начинают, как говорят, привыкать обходиться без нее, однако сильно раздражены этим лишением.
    Турки ввозят к ним грубые полотна, шелковые ткани, хлопчатобумажные ткани, порох, свинец, ружья, сабли, пистолеты, сафьян, поскольку черкесы не производят сами ни одного из этих предметов.
    Единственный промысел, который у них развит довольно высоко, это выделка золотых и серебряных изделий. У них есть очень искусные мастера, особенно по обработке серебра и рисунку на черненом серебре; черненым серебром они покрывают рукоятки пистолетов, сабель, ножны кинжалов; они умеют также насекать узоры (выделывать дамасскую сталь) на стволах ружей... Они делают прекрасные табакерки, бляшки к поясам, пряжки, перстни, кубки, чаши и т. п.
    Искусство выделки кож не развито дальше протягивания кож между двумя бревнами; кожи натираются жиром для смягчения; такая кожа служит на все случаи жизни, из нее делают портупеи, обувь и т. п.; кожа эта исключительно прочна и долговечна.

    Вывоз товаров

    С берегов Черкесии вывозятся мед, воск, бычьи и козлиные шкуры, пушнина, зерно — рожь, пшеница, ячмень, кукуруза, которые турки транспортируют в Анатолию. Во многих местах побережья произрастают прекрасные строительные леса, такие, как дуб, бук, сосна. В районе Гагры широко встречается самшит.
    У черкесов много скота — лошадей, быков, коров, овец и особенно коз. Некоторые собственники имеют более тысячи овец, пятисот лошадей, но все они мелкорослы. У них есть также овцы с большим курдюком (чамтухом), различной окраски и с полутонкой шерстью. То здесь, то там встречаются отдельные головы крупного рогатого скота, украденного в Анапе, но использовать этот скот черкесы не умеют.
    В больших количествах у них встречаются дикие грушевые и яблоневые деревья. У них есть также дикие сливы, по совершенно нет вишни. Повсеместно растет дикий виноград, дающий мелкие плоды; натухаи не делают вина; только ближе к Абхазии, у убухов, сахов и других племен эта отрасль хозяйства получила развитие; вино, которое делается у этих племен, хорошего качества.

    Пища

    Обычная пища у черкесов — густая просяная каша (раnicum miliare), сходная с полентой или кашей, употребляемой в пищу у поляков и вообще славян, которую дополняет жареная лепешка из пресного теста, как в Грузии. В качестве напитков используются буза (Буза — просяное пиво), мед и кислое молоко. Однако по большим дням рацион дополняется вареным или просто поджаренным мясом. 
    У князей вкусы более утонченные; они едят плов (plaf), различного рода рагу, блюда из меда и масла и т. д... Однако ни у одних, ни у других нет определенных часов для приема пищи: всяк ест, когда почувствует голод — отец с одной стороны, мать — с другой, а дети каждый в своем углу; только когда в доме чужие, прием пищи приобретает более церемонный характер. Следует сказать, что черкесы, блестяще принимающие гостей, считают постыдным и невежливым приступать к еде раньше гостя.
    Во время путешествий черкесы необычайно воздержанны в пище: немного кислого просяного теста, замешанного на меде, в кошеле, притороченном к седлу, служит им для пропитания в' течение нескольких дней.
    Черкесы неприхотливы во всем, не только в пище. Простой народ спит прямо на земле, подстелив бурку, которая заменяет им постель; зимой располагаются у огня; места поближе к теплу являются почетными и предназначаются для главы семьи и для иностранцев, остальные спасаются от холода кто как может.
    Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у черкесов!
    Разве не сходны феодальные порядки Скептухов (Skeptbu-khes) в Древней Греции с порядками в сегодняшней Черкесии? разве не одинаков феодальный строй, основу которого составляли рабы и пленники? Агамемнон, Улисс, Ахилл, которые на своих быстроходных судах обрушивались внезапно на богатые города, чтобы ограбить их и увести их жителей, обнаружили бы множество своих живых портретов среди современных черкесов из Мамай или Джубуху.
    Парис, похитивший Елену и сидонянок, поступал так же, как поступают и доныне в Черкесии.
    Все, что я говорил о воспитании мужчин и женщин, о женском труде, о постыдности для мужчины появиться на людях со своей женой, о пище, похоронах, могилах, о друидизме и т. д., все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна была быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частые связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков. Но, как я уже говорил, вопрос в том, какая из наций оказывала влияние и какая была восприемницей? (..)

    Амазонки

    Наконец, не покажется ли необычным обнаружить у черкесов это столь странное разделение между мужчинами и  женщинами, здесь, в этом краю, который в античные времена принято было считать прибежищем амазонок и покоренных гуннами савроматов.
    Какой бы абсурдной ни показалась эта история или сказка об амазонках, для нее должны быть какие-то основания; Страбон уже убежден в ее правдивости, а сохранившиеся у черкесов предания также служат ей подтверждением. Вот это предание, сообщенное Райнеггзом (т. I, стр. 238), которое правдолюбец Ян Потоцкий дал себе труд проверить.
    В те времена, когда наши предки, рассказывают кабардинцы, жили на берегах Черного моря, они часто воевали против эммечей, народа женщин, который занимал горный район между Черкесией и Сванетией вплоть до нынешней маленькой территории Кабарды. Они совсем не желали иметь среди себя мужчин, но принимали любую смелую женщину, которая хотела принимать участие в их походах и войти в их сообщество. После длительной, с переменным успехом войны две армии вновь встретились, чтобы начать битву, как вдруг командующая эммечей, которая обладала даром прорицания, потребовала секретной встречи с главой черкесов Тхульмом, обладавшим тем же даром. В поле между двумя армиями поставили шатер; прорицатель и прорицательница встретились там; несколько часов спустя прорицательница вышла из шатра и объявила своим соратницам, что она была побеждена, что хочет взять Тхульма себе в супруги и что, прекращая вражду, она советует поступить таким же образом и выбрать каждой себе по мужу во вражеском стане. Так и было сделано, и черкесы, наши предки, радостные возвратились в свои жилища с новыми подругами.
    Это предание о существовании эммечей подтверждается фактом, который сообщает П. Ламберти: в его времена Дадиан, ведший войну против высокогорных народностей в районе к западу от Эльбруса, обнаружил среди мертвых противников большое число женщин, вооруженных и одетых в латы. Дадиан предлагал большую награду тому, кто приведет живьем одну из этих воительниц.

    В.К.Гарданов. АДЫГИ, БАЛКАРЦЫ И КАРАЧАЕВЦЫ В ИЗВЕСТИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ АВТОРОВ XIII-XIX вв

    Категория: Библиотека. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 1772 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]