Бассейн Псекупса. (продолжение)
До появления Абадзехов в нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался горцами «чирчене»,— чир земля, в смысле земного пространства, чене безпотомственный, безнаследственный, что означает землю, оставшуюся без наследников, землю выморочную. Нe будучи населенной, она принадлежала фамилии темиргоевских князей Болотоковых, власть которой простиралась: по левой стороне реки Кубани от впадения в нее Афипса до впадения Лабы, далее по реке Лабе до впадения Чохрага и от верховьев последней до верховьев реки Белой. На этом пространстве обитали: Темиргоевцы, Хатукаевцы и Жанеевцы, разъединенные тремя братьями адыгской княжской фамилии Инала; Болотоком, Хотоком и Заном. Соседями упомянутых племен были: с северной стороны степные, кочующие племена, с восточной племена абазинские, с юга - по горам и трущобам горское казачество в своем роде, образовавшееся из адыгских выходцев, нетерпевших ни чьей власти, а с запада - Шапсуги и Натухаевцы. Во время владычества князя над князьями, иначе великого князя Безруко Болотокова, два брата, Хамыш и Керкан, с частью Адыг, обитавших на реке Туапсе, двинулся к бассейну реки Псекупса с целью утвердиться на нем. Узнав об этом движении, князь Болотоков, имевший ставку в то время близ Майкопа, собрал Темиргоевцев; вышел с ними навстречу и разбил шатра на долине, где нынешняя станица Ключевая. Предание говорит, что послы отправленные к туапсинским выходцам, сделавши привал про впадении р. Хоарзе в Псекупс, от имени князя Болотокова им: хотя он позволит новым выходцам поселиться на ней не иначе, как с условием, чтобы Хамыш и Керкан присягнули ему на подданство. На предложение послов Хамыш и Керкан ответили, что они сами князья, попытаются силой овладеть землею, но его "ворками" - дворянами не будут. Смелый ответ произвел трехдневную, кровопролитную битву по близости нынешней Пятигорской станицы, между пришельцами и Темиргоевцами. Из эпизодов этой битвы в преданиях горцев сохранилась белая лошадь "пчеваль", которая на себе вынесла из боя двух израненных всадников на отвесную гору и решила битву в пользу выходцев. Князь Болотоков опустил "чаты" - меч богатырский и предоставил оканчательное решение вопроса, кому владеть бассейном Псекупса, "тхаохасу" - суду божию. - В члены этого суда были избраны с обеих сторон правдивые, мудрые старики, которые по принесении присяги "тлепшу" богу огня, произнесли следующий приговор: если Хамыш и Керкан найдут адыгского ворка, который понесет за ними оружие, то князь Болотоков признает их князьями и отдаст земли без всякого сопротивления. Услыхав приговор тхоахаса, Хамыш отправился искать княжеский титул и в трущобах Трух, но в хребте Пшаф, возле истоков р. Супса, наткнулся на аул кабардинского ворка "Кошмезыко" - кош - переселенец, мезы - лес, ко - балка. Народное предание о Кошмезыко повествует так: до переселения в Трух, аул этот находился на правой стороне реки Кубани в лесу Кошмезыко гуй, ныне Круглик, что возле Екатеринодара. Когда Кабардинцы оставили Крым и потянулись под предводительством князя Инала за реку Белую, удаляясь от преследования татарских ханов, израненные в битве Баксанской, не могшие следовать за поспешным отступлением князя Инала, были собраны ворком Кошмезыко и соединены в упомянутый аул. Впоследствии, движение Ногайцев к реке Кубани стало грозить аулу опасностью, он был разделен между двумя братьями, из которых один повел свою часть в Кабарду, а другой за Кубань в верховье Супса, переправясь в брод против Пашковской станицы. Место переправы до настоящего времени называется горцами "гоченчих", - гочень - шальвары, их - корень глагола ихыныр - унесть, - что означает переправу, во время которой нелюбезная Кубань унесла у женщины часть ее одежды... Ворк Кошмезыко принял Хамыша с адыгским радушием и почетом, соответствующими личным достоинствам гостя. Когда же Хамыш посвятил его в положение своих дел, он с готовностью вызвался быть орудием воли божией, если Хамыш даст слово, не селиться на его земли, воспользовавшись правами адыгского князя. Слово Хамышем было дано, ворк найден и князь Болотоков торжественно признал его князем и разделив с ним трапезу, уступил Чирчене и ушел с Темиргоевцами во свояси; туапсинские выходцы овладели бассейном Псекупса, но остались на нем одни подвластные князю Керкану, брат же его Хамыш, исполняя обещание, данное Кошмезыко, двинулся к верховьям реки Белой и дал занятому урочищу название Хамышки. Таким образом Керкинеевцев или, по выговору Бжедугов, Черченеевцев следует первым народом после неизвестных франков, который плугом растерзал отдохнувшую землю и кровью запечатлел право на владение ею. Заключение это подтверждают и курганы Черченеевцев, к числу которых принадлежит "Пшикха", - пши - князь, кха - могила, - находящийся по близости Ключевой станицы и отнести можно к эпохе фетишизма. Следовательно, Черчинеевцы обитали по реке Псекупсу до распространения на Западном Кавказе христианства, давность которого не подлежит ни малейшему сомнению уже потому, что гений языка адыгского самобытно выработал название дней и праздников, чуждых язычеству и мусульманству. Когда Туапсинские выходцы, Черченеевцы и Хамышеевцы, утвердившись на занятых ими землях, вошли в сношения с соседними адыгскими племенами, то вместе с приобретением между ними прав гражданства, получили от них и нынешнее название. Безславный случай на пиру у Жанеевцев, отразился на целом племени и запятнал его кличкою "Бжедухов", - бжа - чара, род турьего рога, которая употреблялась для угощения гостей напитками, дуг - туг - вор. - Неизвестный плут, похитивший чару, быть может замечательную по ценности или работе, наказал своим поступком все племя, среди которого хамышеевские князья отличались рыцарскими доблестями. Аулы Черченеевцев по течению реки Псекупса и ее притоков раскидывались до речки Чигияко, за которой вниз к Кубани жили Жанеевцы. Местом же прибывания княжеской фамилии Керкана была долина между хребтами Пшаф и Хотх, где и групировалась большая часть населения. На этой долине, именно в нынешней Псекупской, до настоящего временисуществует два дряхлых дуба, обложенные каменьями, которыми засыпаны тела Бжедугов, павших в битве с Темиргоевцами. С местом битвы связано следующее предание. После великого князя Безруко Болотокова, фамилия его, утратив личное значение среди своих подвластных, влияла на них исключительно старшинством крови и не в силах была удержать князей и ворков в безусловной зависимости. Темиргоевское племя начало распадаться. От него отделились Махоши, ушедшие на р. Курджупс, Егерукаевцы, занявшие низовье реки Белой, смежно с Хатукаевцами, и аул Адемий, перешедший на левый берег той же реки, в соседство к Жанеевцам. Восстановить утраченную власть фамилия Болотоковых не могла; князья и ворки, стремившиеся к полной независимости, были далеки от мысли проливать кровь свою в ущерб личных интересов, вот почему один из князей Болотоковых вспомнил старое притязание на Чирчене и задумал усилиться порабощением Бжедугов. Сломанная стрела была отправлена князю Черченеевскому в одно время с приглашением ко всем князьям и воркам участвовать в предприятии, обещающем и славу и добычу. В несколько дней возле ставки князя Болотокова собрались лучшие наездники темиргоевских племен. С ними он двинулся на Псекупс, где и был встречен едвали не целым населением, способным носить оружие. Кровопролитный бой длился два дня от восхода до заката солнца; много было побито Черченеевцев; но князья Хамышеевские с свежими силами спешили на помощь и ринувшись в тыл на утомленных боем Темиргоевцев, прогнали их с поля сражения. Предание говорит, несколько дней сряду Хамышеевцы собирали тела Черченеевцев, разбросанные в окрестностях нынешней Псекупской станицы, складывали их в одну кучу и покрывали каменьями... Битва эта доставила хамышеевским князьям славу и всем Бжедугам самостоятельное значение между адыгскими племенами. Оставляя Черченеевцев на реке Псекупс и умалчивая о проявлениях их деятельности, невнесенной в народную память, обратимся к Абадзехам, пришедшим на обработанные ими поля с таким же намерением, как мы, русские, пришли на такияж поля Абадзехов. Вот что подслушано у них. С незапамятных времен, несколько именитых абхазских фамилий были вынуждены оставить родину и искать оседлости на северном склоне главного хребта. Из них фамилия Кушмез поселилась в Тубе в верховьях р. Пшиша, а фамилия Оздемир была принята под покровительство хамышеевских князей и поселена в Хамышках, как вольные хлебопашцы, но без права носить оружие. Едва Оздемировцы размножились и разбогатели, князья и ворки хамышеевские обложили их податью и стали взимать ее посредством грабежа. Мирные хлебопашцы, для поддержания прав своих, взялись за оружие, а потом принуждены были поголовно подняться и соединившись с братьями своими Тубинцами, также с горским казачеством, оказались насколько сильными, что вступив в открытую борьбу с Хамышеевцами, заставили их очистить Хамышки и удалиться на Псекупс к родичам своим Черченеевцам. Не одному потомству Оздемира достались Хамышки, но и адыгским беглецам, скрывавшимся в неприступных трущобах северного склона главного хребта, откуда производили они наезды. Существовавшие единым грабежом, они с великой радостью спустились на обработанные земли; слились с абхазскими выходцами; вдохнули в них воинскую отвагу, и скромные до той поры земледельцы делаются известными на Западном Кавказе под именем абадзехского племени, грозного адыгской аристократии. Приход Хамышеевцев на реку Псекупс не остался без влияния на соседственные адыгские племена: Жанеевцев, Темиргоевцев и Шапсугов. Страх, внушенный Абадзехами, заставил их потесниться и добровольно дать место бесприютным изгнанникам, славным князьям хамышеевским. Черченеевцы, очистив верхний бассейн реки Псекупса, перешли за реку Чигияко, и отодвинули Жанеевцев к Кубани и Белой; на правую сторону этой реки перешел темиргоевский аул Адемий, а Шапсуги уступили князю хамышеевскому урочище Адыгеко, где он и основал свою резиденцию. Но недолго бассейн Псекупса находился во владении Бжедухов. По примеру прочих адыгских племен, очутившихся соседями вооруженных земледельцев, именовавшихся Абадзехами, и Бжедуги не смели мечтать о прочной оседлости. Управляемые на феодальных основаниях, они также повиновались князьям и воркам, личная выгода которых заключалась в том только, чтобы поддерживать между ними средневековый, внутренний порядок. Вот почему, повидимому цивилизованные адыгские племена, низошли на степень кочующих племен. Со времени появления Абадзехов, Адыге начали строить легкие турлучные сакли, селиться большими аулами, где власти удобно было присматривать за простым народом, который, завидуя независимости Абадзехов, сам к ней стремился. Словом, Адыгские племена стали на походную, вооруженную ногу и двигались за князьями от гор к равнинам Лабы и Кубани. Абадзехи же, заняв землю, ставили сруб; селились хуторами, признавая власть старшего в семействе; жадно приобретали у Адыг места, укрепленные природой; не увлекались воинской славой, практикуясь разбоем и грабежом, а обработываемую землю защищали упорно, считая ее основным капиталом деятельности. Аристократия адыгская не в силах была вытолкать Абадзехов из пересеченной местности за недостатком единодушия; постоянные же набеги на разбросанные хутора, доставляя добычу, язвили в тоже время самолюбие князей и дворян, которым приходилось скрещивать оружие с мужиками. При таких условиях абхазские фамилии Кушмеза и Оздемира в несколько веков размножились до того, что стали нуждаться в земле и предпринимать вооруженной толпой выселения.Потребность в земле превратила адыгские племена в сторожевое войско Абадзехов, прикрывшее их сперва от Татар, а потом и от Русских. Но обратимся к Бжедухам. Как было замечено, они не долго хозяйничали на реке Псекупс. Назад тому 236 лет, как говорят горцы, следовательно в 1631 году, произведено было Абадзехами одно из больших выселений, сравнить которое можно с нашествием орды. Лагерные постройки адыгских племен по р. Пшехе, Пшишу и Курджипсу, впадающим с левой стороны в р. Белую, были брошены. Махошевцы перешли на Фарс и Псефир; Темиргоевцы, прогнав за Лабу ногайские племена, заняли земли по правую сторону реки Белой; что же касается до Бжедугов, обращающих преимущественно наше внимание, то в это же выселение против них выступили: два наездника Едик и Неджюк, которые славились ненавистью к хамышеевским князьям. По горам хребта Хотх, они повели на Бжедугов целое полчище народа с женами, детьми и хозяйством. Возгорелась многолетняя война, недопускавшая решительной битвы, потому что Абадзехами были заняты высоты Хотха, укрепившись на которых они настойчиво теснили Бжедугов, недозволяя покойно заниматься полевыми работами, и наконец овладели бассейном Псекупса от верховье до р. Чигияко. Уступив свои земли, Бжедуги подвинулись к Кубани, потрясли в основаниях племя Жанеевцев, часть которого слилась с ними, а другая ушла на остров Каракубань. Низовья рек: Пшиша, Псекупса до реки Афипса, заселенные Жанеевцами, перешли к Бжедугам, где и живут они до настоящего времени. Бжедуги насчитывают 228 лет существования своего на землях, ныне ими занимаемых, следовательно окончательный переход верхнего и среднего бассейна Псекупса во владение Абадзехов совершился после восьмилетней борьбы ( отсутствует часть предложения. - прим. Анцокъо). Приход Абадзехов из южного склона главного хребта несколько подтверждает и фамилия Оздемир, в котором нетрудно угадать собственное имя, встречаемое в настоящее время в племени Абхазском: Оздемир, Адамир, Остамир и т.п. Если же в названии "Абадзех" отыскать корни адыгского, то оно может быть переведено так: Аба - имя собственное, указывающее родину, дзе - войско, корень глагола дзеныр бить, х есть знак множественного числа. В таком случае, название Абадзехи вполне характеризует вооруженные нашествия этого племени на племена адыгские, от которых они заимствовали язык и получили имя, как незначительная горсть пришельцев, брошенных в среду народа, выше их развитого... По заключению же известных писателей, знакомивших публику с кавказскими племенами, племя Абадзехов причислено ими к племени Адыг. - За неимением письменных памятников у горских народов, заключение это по всей вероятности основано на логических выводах о значении языка в этнографическом отношении. Между тем, всякому горцу известно, что Абадзех, назвав себя Адыге, в то же время величался благородным своим происхождением, иначе хвастался... Переворот, быстро совершившийся на Западном Кавказе, оставил нам прощальный лепет народа, на веки бросившего родину. Этот лепет подслушан и передается во всей чистоте касательно описываемой местности, следовательно живое слово непростительно было бы земенить печатным, умолчав о появлении Абадзехов из Абхазии под предводительством Кушмеза и Оздемира. Опровергнуть или подтвердить эту новость - дело будущей исторической критики; наше время обязано собирать материал из уст народа ныне возрождающегося и снять с него портрет прежде, нежели изменятся черты его под влиянием новых условий жизни. Николай Каменев. 16 января 1867 года. ст. Ключевая (продолжение)
|