Бассейн
Псекупса. (продолжение)
По занятии Псекупса, Абадзехи - народ существенно демократический, не остались равнодушными к соседям своим: Шапсугам, Бжедухам и Натухаевцам, откуда раздавался вопль среднего сословия, угнетенного князьями и дворянами. - Абадзехи сознательно поддерживали дружеские сношения с этим сословием, входили в родственные связи и раздували ненависть к сословию высшему, властолюбие которого, при благоприятных обстоятельствах, могло бы сделаться и для них опасным. Изменить внутренний строй у соседей, было господствующим желанием Абадзехов; уничтожить самоуправство князей и дворян, было господствующим стремлением среднего сословия. При таком настроении умов, революция стала неизбежной и, вот, в последних годах прошедшего столетия она вспыхнула в Шапсугском племени. Псекупские Абадзехи не упустили случая принять горячее участие в возмущении среднего сословия против сословий привилегированных, и, не смотря на страшную потерю, понесенную ими в славной для князей и дворян Бзиюкской битве, они поддержали упавший дух Шапсугов, и помогли им учредить народное управление, основанное на выборном начале. Чтобы сделать понятным политическое влияние Абадзехов на внутренний быт соседних племен, и представить в возможной ясности события, предшествовавший упомянутой революции, следует бросить взгляд на образование сословий в Адыгских племенах, из числа которых одно только Кабардинское гостило в Европе. По рассказам горцев, развившихся под ближайшим влиянием Магомет-Амина, который, вырабатывая из среднего сословия оплот мусульманской веры, мечтал создать на Западном Кавказе духовное владение, все племена, говорящие Адыгским языком, составлены из двух главных элементов: иностранного и туземного. Князья и большая часть дворянства низших степеней - иностранцы; к коренным же обитателям принадлежат: простой народ, добровольно признавший власть их, и дворяне первого класса. Такое заключение истекает из следующего повествования о разселении Адыгских племен по землям, на которых застало их наше время. В древнейшие времена, когда Греки и Франки интересовались Кавказом, нынешние Адыгские племена обитали на берегу Черного моря, на земле "Хекужж", хеку - родина - отечество, жже - старый, Хекужж - пепелище; - название, уцелевшее до настоящего времени в искаженном слове "хакуч", которым именуется незначительное племя горцев, испытавших последние удары нашего оружия. Земля Хекужж заключала в себе несколько бухт, простираясь от Анапы, берегом моря, вниз до земель "Абазы" - Абхазцев. - Народ в Хекужж говорил одним языком. - Не подчиняясь единой власти, он не имел и общего племенного названия, исключая "чилле" - народ, "человек" - "цыф", иногда-же, для обозначения мест-жительства, он назывался по именам рек, возле которых групировались его хутора. Хизнь в Хекужж была привольная; вся деятельность жителей обращена была на промышленность и торговлю, от которой они богатели. - Князей и дворянства у них несуществовало, слово же "ворк" хотя и было, но оно означало человека гостеприимного, обладающего средствами принимать странников и гостей, для чего вблизи его жилища устраивался "хачиш" - помещение для приезжих. С понятием о гостеприимстве неразлучно было и понятие о благородстве; но ворки не имели ни какой власти и ни каких особенных прав. Для них достаточно было всеобщее уважение, возбуждаемое в народе исполнением лучшей добродетели. Власть принадлежала главе семейства, в более важных случаях старшему в роде; скорее же всего, народ был склонен повиноваться иностранцам, людям закованным в сталь, богатым, умным, день высадки которых на берег назывался "мафешху" - днем торжественным, даровавшим народу праздник. Такое гостеприимство могло послужить Грекам поводом назвать Черное море, несмотря на его бури, гостеприимным морем - Эвксинским понтом. Когда же торговые сношения морем прекратились, обедневший народ, вынужденный искать средств для своего существования в обрабатывании земли, начал из Хекужжа выселяться. Выселение совершилось в два периода. В первый - народ заселял земли пустые, без пролития крови. Во второй период, он оставил Хекужж большими группами, предводимыми князьями и, захватывая внутренние земли, силой подчинял своей власти всех жителей, разбросанных на пути его шествия. - Проследим первый период. Часть аборигенов, обитавших в окрестностях Анапы и Цемеса, двинулась на север к Азовскому морю, где пополнившись остатками народов, разгромленных нашествием Гуннов, поселилась также и в Крыму. Из них в последствии образовалось племя Кабардинцев. Под влиянием местных условий, ближайшего столкновения с цивилизованными народами, Кабардинцы усвоили себе их предания, вооружение и ознакомились с внутренним их устройством. Но, живя в Европе несколько столетий, они не прерывали сношений своих с Хекужжем. Ближайшие родичи их, оставшиеся в Цемесе, приняв к себе дружину иностранцев, по Кабардинским преданиям, прибывших из Египта, а по преданиям Натухаевцев и Шапсугов из Малой Азии, успели подчиниться им, признав главою Кеса - предводителя дружины. Они дали ему звание "Пши", "Пшисшха" - высший , высшая голова, а дружине его почетное звание ворков. Узнав о доблестях Кеса, Кабардинцы, обитавшие в Крыму, руководимые влиятельными старейшинами, также подчинились его власти, исполнителями которой была дружина пришельцев, связанная с туземцами узами родства и соблюдением коренных народных обычаев. Таким образом Кес и его дружина, окончательно усвоили обычаи и предания, заимствованные в Европе Кабардинцами, и положили прочное основание феодальному строю в своем племени. Менее счастливые обитатели Хекужжа подались массой к верховьям приморских рек и перевалившись через хребет, заселили земли до нижней Кубани. Они не удалились от патриархальной простоты родового быта и вследствие того, сохранив народное правление, сплотились в два самостоятельных племени, известных впоследствии под именем Шапсугов и Натухаевцев. - Те же из аборигенов, которые выселились из Хекужжа семействами, сгруппировались в ущельях, между реками Шахе и Хосто, занялись разбоем на море и грабежом на сухом пути. Они вооружили против себя жителей оставшихся в Хекужже; заставили их прекратить с собою всякое сношение и получили от них наименование Убых. "Убы" - корень глагола убыныр - поручить, злословить, х - окончание множественного числа, что означает людей, достойных за свои нравственные качества ссылки. Отчуждение Убыхов от земляков и влияние замкнутой, дикой природы, отразившись на языке, нравах и обычаях, выработали из Убыхов отдельное, самобытное племя на Западном Кавказе, ближе всех связанное с Адыгским казачеством, слившимся с Абадзехами. Участь же аборигенов, которые увлекшись розыском земли, наиболее удобной для полевого хозяйства, распространили хутора свои по плоскости до реки Белой, была самая печальная. Удаленные от родины и не удержав родовой власти, они не составили отдельного племени - сильного единодушием и сделались, как увидим ниже, жертвою своих же земляков, выведенных из Хекужжа во второй период выселения. Выселение во второй период совершилось с двух береговых пунктов: Туапсе и Цемеса, где приняты были народом дружины иностранцев, утвердившие возникшую из их среды власть князя. Народ нуждавшийся в земле, управляемый предприимчивыми князьями, желавшими утвердить в своем потомстве власть, самостоятельно выступил из Туапсе и двинулся во внутрь страны Чиллепсинским ущельем. А из Цемеса народ ушел, спасая свою независимость, по дороге анапской, пробитой Генуэзцами, которые вели торговлю с Синдами, Антами и Аланами, занимавшими в древнейшие времена земли, доставшиеся нынешним Адыгским племенам. Через ущелье Чиллепсинское, получившее название от реки "Чиллепси" - чиле - народ, пси - вода, река. Первыми, прошли выходцы, положившие оснолвание племени "Кемугой", кем - вероятно имя собственное, угой - корень глагола "угоиныр" - собирать. Имя князя, поднявшего их с Туапсе, предание не сохранило, но он победоносно довел свой народ до реки Белой, и умножил его однодворцами, не успевшими укрыться в горные трущобы. Захваченные внезапно и покорившиеся власти добровольно, вошли в состав племени под именем "ог" - подвластный, корень слова огоныр - держать в подчинении. Те же, которые отстаивали свою свободу упорной защитой или спасаясь бегством, захвачены были в разсыпную, сделались военно пленными и поступили рабами к лицам их взявшим, под названием "пшитль". Как опытные, трудолюбивые земледельцы, они, с лишением свободы, приобрели особое внимание со стороны владельцев, которые, имея в виду укрепить их за своим потомством и не допустить бегства, вместе с покровительством, утвердили за ними и права, до ныне сохраненные. Через это же ущелье, гораздо позднее племении Кемугой, прошли нынешние Бжедухи, предводимые Керканом и Хамышем. Сделавшись обладателями Псекупса, они , в свою очередь также захватили безсильных однодворцев, избежавших власти Темиргоевцев. Но замечательнее предыдущих выселений, совершилось выселение из Хекужжа - Кабардинского племени, под начальством князя Инала. Полагаем, что мы не сделаем большого отступления от главного предмета нашей статьи, изложив здесь некоторые подробности относительно возвращения на Кавказ сильного, устроенного и образованного жизнию в Европе берегового Кавказского племени. Кабардинцы, обитавшие в Крыму и Цемесе, избрав повелителем своим Кеса, не оставила без внимания соседних с Цемесом жителей, опустовавших его постоянными набегами. Будущие Натухаевцы и Шапсуги, носившие иногда название "Кяхга" - низовых жителей, не в силах были сопротивляться нападению соединенных властью Кабардинцев. Они были покорены ими, обложены податью и навсегда лишились права иметь, из среды своей, дворянство, получив недолго - носимое название "Косог", буквально - кеса - подвластных. Покорение народа Кягха сделало Кабардинцев владетелями Хекужжа до ущелий, занятых Убыхами, и первенствующим племенем в числе Кавказских аборегенов. Если бы большая часть Кабардинцев, жившая в Крыму, утвердилась в нем, то, по всей вероятности, из его средневекового устройства могла бы выработаться государственная власть, чему благоприятствовали: местные условия и христианская вера, поддерживаемая Греческими миссионерами. Но несеждена была Кабардинцам прогрессивная цивилизация. Появление, между реками Волгой и Доном, сильных, многочисленных Аваров, заставило их, под начальством князя Инала - потомка Кеса, переправиться через Киммерийский пролив на Таманский полуостров, а оттуда, через устье Кубани, в окрестности нынешней Анапы на урочище "Чихурай" - чи - земля, хурай - круглая. - Прийдя на родину, Кабардинцы не долго пользовались спокойствием. Аварский Хан Бакан, горя нетерпением подчинить их своей власти, с многочисленной ордой выступал против Кабардинцев и погнал их генуэзской дорогой. Когда Кабардинцы, поднявшись на "Пчеголежж" - пчеголь - белая лошадь, жже - старый, - перевал, при проходе в ущелье, Аварцы настигли их. Произошло кровопролитное сражение, в котором приняли участие, совместно с Кабардинцами и, подвластные им, низовые жители. Потеря Кабардинцев была огромная; но отважный князь Инал задержал преследование Аваров и, расположившись станом на долине, примыкающей к ущелью, воздал честь убитым, совершив погребение, которое сопровождалось плачем жен и детей убиенных. В память о кровавой битве с Баканом, ущелье это и по ныне называется Бакановским. В память об Инале, там же находится "Инал Псин" - колодезь Инала. В воспоминание о торжественном погребении убитых, речка, протекающая по долине и впадающая, с правой стороны в реку Неберджай, названа "Бегаго" в переводе - обильная слезами. Но Баканская битва не заставила Хана Аварского возвратиться во свояси, он продолжал упорно преследовать и теснить Кабардинцев до реки Абина, где последние и одержали над ним блистательную победу. Опасаясь однако новых преследований со стороны Аваров, Кабардинцы продолжали подвигаться вверх по р. Кубани, усиливаться однодворцами, обращая их в огов и пшитлей и остановились в средних частях реки Белой, где племя Кемугой оказало мужественному князю Иналу почетное гостеприимство. В союзе с Темиргоевцами Кабардинцы могли противустоять новым нападениям Аваров, жестоко преследуя их отступление до рю Абина. В одном из таких преследований, предводитель Кабардинцев, имя которого предание не сохранило, был сопутствуем своей женой, разделявшей с ним опасности войны. Убитая в деле его жена была везена с почестями, от Абина, по тропинке, пролегающей по хребту Пшафу, до родных шатров, раскинутых на р. Белой. Тропинка эта соединяющая нынешнюю станицу Ставропольскую с Пятигорской, и теперь горцами называется "Хадехытляг" - хаде - мертвое тело, хы - корень глагола хыныр - нести, тляг - тропа. Расположившись на р. Белой, Кабардинцы вместе с Темиргоевцами, как одноплеменные народы, выведенные из Хекужжа князьями, назвали себя Адыге и подчинились мудрому, храброму, обожаемому князю Иналу. Сближение этих племен установило однообразие во внутреннем их устройстве и сделало князя Инала на столько сильным, что он покорил даже Абхазию. Но зерно государственной власти, принесенное Кабардинцами на Кавказ, погибло в зародыше. Горцы, образовавшиеся под влиянием европейской цивилизации и возвратившиеся дозреть в горы, вскоре подчинились влиянию дикой природы. Рука об руку с временем, она начала напевать детям своим песнь необузданной свободы и, едва нестало князя Инала, умершего в Абхазии на р. Бзыбе, сыновья его, споря за единовластие, перессорились и произвели между Адыгами крайний безпорядок. Многочисленное дворянство, пользуясь смутами князей, предалось буйству и, вместе с ними, принялось грабить народ, а некоторые честолюбцы отправились искать счастья и власти к низовым жителям, среди которых положили начало дворянскому сословию. Распря детей Иналовых разделила Адыг на первоначальные племена: Кабардинское и Темиргоевское. Первое, с князьями Жайхотом и Меньбулатом, перешло в нынешнюю Кабарду, а второе, отдав первенство пред своими князьями младшим сыновьям Инала - Кирмишу и Унармесу, осталось на р. Белой, под их властию. Во время бывшего между детьми Инала спора за власть низовые жители, перестав платить им подать, подверглись неистовым набегам со стороны Адыгских дворян. Жены, дети и скот были главной целью их грабительства. Находясь в таком печальном положении, низовые жители с радостью принимали к себе беглых дворян, которые поселившись между ними, делались их заступниками и часто вооруженной рукой возвращали похищаемое имущество и пленных. Замечательнее всех из этих выходцев был Абат, рожденный от родственницы князя Инала, имевшей связь с ворком из фамилии Тамбиева. Достигнув зрелого возраста, Абат также хотел участвовать в управлении народом; но большинством голосов отвергнут был, как незаконнорожденный. Оскорбленный Абат, окружив себя преданными дворянами, в числе которых предание сохранило имена: Сшхапете - шха - голова, пете - крепкий и Херзег из фамилии Анзорова, бросил Кабардинцев и с Белой пробрался к низовым жителям, где мало того, что встретил гостеприимство, но принял власть, предложенную ему Нетха и Кобле - старейшинами племени. С водворением Абата у низовых жителей, они начали именоваться Нетхакуадже и Шапсуг. Первые получили название от старейшины Нетха, оставленного Абатом в этом звании, и поддержавшим влияние Нетха на народ с прибавлением слова "Куадже" селение; а второе - от р. Шапсухе, на которой Абат, Херзег, Сшхапете и проч. Кабардинцы основали постоянное свое пребывание. - Спустя несколько времени к Натухаевцам приехал, на белом коне, Кабардинец Куденет и произвел на них сильное впечатление своим вооружением, мужественной осанкой и адыгской гордостию. - Дорогому гостю была принесена подушка и угощение. На вопрос окружавшего народа: кто ты такой? Куденет отвечал: "Чипако", чи - земля, пако - по Кабардински чужой. Принятый с радушием, он остался у Натухаевцев навсегда, удержал за собою фамилию Чипако и оправдал ожидания народа, защищая его от мародерства адыгских дворян. Таким путем занесено было к Шапсугам и Натухаевцам дворянское семя. Оно развило в народе воинственный дух и сделало его способным к вооруженной обороне, но, в последствии времени, в размножившемся потомстве, принесли тому же народу горькие плоды. Николай Каменев. 26 февраля 1867 г.Ст. Ключевая. (продолжение)
|