Понедельник
07.10.2024
01:44
Block title
Категории раздела
Этнография и генеалогия адыгов. [85]
Войны. [20]
Библиотека. [62]
Известия европейских и русских авторов о черкесах. Благодарность Thietmar'у (сайт www.vostlit.info ) за предоставленные сканы по европейским авторам.
Поэзия [7]
Колонизация Кавказа. [34]
Видео файлы [27]
Аудио файлы [7]
Документы [16]
Юмор в сети [6]
Видеоролики
Разное [4]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Библиотека.

    Корольков. Кубанская область. 1900 г.
    30.03.2010, 11:53
    Из военно-статистического обозрения Кубанской области, составленного подполковником генерального штаба Корольковым. 1900 г.
     
    Средняя температура по временам года в области представляется в следующем виде: весна и осень имеют почти одинаковую температуру-(+ 10...+ 12), лето - (+ 22...+ 24), и зима - (- 3...- 4). При этом, в зависимости от ветра, бывают очень резкие колебания температуры. Иногда в январе и феврале стоит продолжительная теплая и ясная погода, вызывающая рост деревьев, но затем она сменяется сильными морозами. Последние заморозки наблюдаются в конце апреля, а первые утренники начинаются с половины сентября. Все население области делится на коренных и иногородних. Коренными жителями называются: а) все лица, принадлежащие к Кубанскому казачьему сословию; б) остатки горских племен; в) получившие земельный надел от правительства: отставные солдаты и охотники-переселенцы, преимущественно из русских губерний.Иногородними жителями называются все остальные жители области; они не пользуются правами самоуправления, хотя многие из них владеют и землями и усадьбами, как в станицах, так и в других населенных пунктах. Горских племен проживает в области немного (5,5%), они принадлежат преимущественно к народам адыгского, тюркского и азегского языков. Главными представителями адыгского племени являются черкесы, число которых достигает до 37 тыс. человек. Между ними, по численности, первое место принадлежит бжедухам или бжедугам (около 16 тыс.). Основателем этого народа считается Бжедуг, имевший двух сыновей Черчана и Хамиша, почему бжедухи делятся на две отрасли: черченай или черченейцы и хамыший или хамышейцы, по имени своих первых князей. В настоящее время бжедухи - черченейцы живут в селениях: Ассоколай, Вочепший, Эдепсукай 1-й, Эдепсукай 2-й, Габукай, Кончуко-Хабль, Несшукай1-й, Несшукай 2-й, Понежукай, Шабано-Хабль, Казанукай, Шаган-Черий-Хабль, Нечерезий и Джиджихабль, являясь в них, за исключением Ассоколая, преобладающим элементом. Бжедухи-хамышейцы преобладают в селениях: Гатлукай, Козет, Пшеготлукай, Бжегокай старый, Бжегокай новый, Тохтамукай, Шенджий, Локшукай, Хату-Хабль, Тугургой и Суворовско-Черкесском. Вместе с бжедухами в этих селениях проживают немногие остатки черкесского племени натухайцев (наткуадж), господствовавших прежде в западной части Закубанского края. Следующим по численности племенем (около 14 тыс.) являются темиргоевцы. Они живут в селениях: Урупском, Джеракай, Хачемзий, Пшизовском, Хатажукаевском, Темиргоевском и под именем хатукайцев - в сел. Хатукай, под именем адымейцев - в Адамиевском, под именем мамхеговцев (мехош) в Мамхеговском и под именем егерукаевцев - в сел. Егерукаевском. Черкесское племя - Шапсуги (около 4,5 тыс.) живет по нижнему течению реки Афипса в селениях: Псейтук, Хаштук, Афипсип и Панахес, а также преобладает в сел Карамурзинском. Абадзехи (около 1,5 тыс.) проживают в селениях Хакуриновском и Чохракском и преобладают в сел. Ассоколай. В черкесских селениях или аулах кроме горцев проживают более 17 тыс. русских крестьян. Они арендуют у черкесов земли и живут на них отдельными поселками. Влияние русских поселян с каждым годом заметно упрочивает влияние русской школы, которая находится в каждом горском обществе. Черкесская молодежь начинает говорить по - русски, тяготится своими старыми обычаями, охотно идет в услужение в города и на службу в милицию. Полному обрусению черкес препятствуют старики и духовенство. Старики еще помнят свою вражду к русским, противодействуют принятию русских обычаев и нередко сманивают к переселению в Турцию. Массовых переселений в настоящее время уже нет, но единичные случаи бывают ежегодно. Уходящий обыкновенно берет заграничный паспорт и остается в Турции навсегда. Мусульманское духовенство крайне невежественно и старается всеми силами тормозить просвещение, опасаясь потерять свой престиж, а с ним и свои доходы. Войсковое начальство ограничило число мечетей и мулл (эффендиев). Муллой может быть только выдержавший экзамен в особой комиссии из председателя горского суда и офицера, по назначению атамана отдела. Экзамен заключается в испытании в познаниях гражданских законов, так как муллы обязаны вести книги рождаемости, смертности, браков, разводов и прочее. Таким образом мулла наравне с аульным старшиной и писарем является членом низшей администрации. Принятые меры войсковое начальство находит недостаточными и озаботилось составлением проекта организации мусульманского духовенства, по которому деятельность мулл должна быть строго ограничена и находиться под контролем администрации. Этот проект представлен на утверждение в главное Казачье Управление еще в 1886 году. Все черкесские племена говорят одним языком, распадающимся на наречия с незначительными особенностями. В Кубанской области кабардинцы живут в селениях: Блечепсинском, Кошехабльском, Атажукинском, Атлескировском, Кассоевском, Ходзском, Береслановском, Баташевском,Эрсаконовском, Хахандуковском и Хумаринском, а отрасль этого племени - бесленеевцы, проживают в селениях Докшуковском, Тазартуковском и Карамурзинском. Всего кабардинцев в области около 17 тыс, они до сих пор сохранили любовь к коню и наездничеству, но у них коневодство начинает падать и качества лошадей ухудшаются. Все горские народы исповедуют ислам и принадлежат к суннитскому толку. Однако исламизм у них связан с остатками язычества и даже христианства. Суд по шариату и законодательство корана не пользуются у них таким значением, как в других магометанских землях, а суд по адату является преобладающим. Постройка русских школ, пребывание в селениях русских крестьян, строго - исполняемое требование не носить оружия, надзор за духовенством и ограничение их деятельности, все это медленно, но упорно, изменяет обычаи и нравы горцев и прививает им новые взгляды на жизнь.Горские селения имеют особое административное устройство на основании аульного положения. Каждое горское население получило земельный надел, но он не закреплен за ними окончательно, так что горцы являются только временными пользователями земли. Этим обстоятельством пользуются соседние казачьи станицы и стесняют горцев в пользовании многими угодьями.
    Горские селения. Екатеринодарский отдел.
    Ассоколай. Число дворов - 328, число жителей - 1832, из них горцев -1052. Преобладающая горская народность - абадзехи.
    Бжегокай. Число дворов - 288, число жителей - 1898, из них горцев -1582. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Вочепший (вместе с сел. Гатлукай, Пчегатлукай и Шагон-Черий-Хабль). Число дворов - 695, число жителей - 4137, из них горцев -3204. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Габукай (вместе с сел. Кунчуко-Хабль). Число дворов - 473, число жителей - 2932, из них горцев -1679. Преобладающая горская народность - бжедухи. 
    Джиджи-Хабль (вместе с сел. Пшекуй-Хабль, Тоуй-Хабль и Начерезий). Число дворов - 357, число жителей - 2198, из них горцев -1347. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Лакшукай (вместе с сел. Тугургой, Тлюстен-Хабль и Тату-Хабль). Число дворов - 316, число жителей - 2010, из них горцев -1625. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Панежукай (вместе с сел. Несшукай 1-й и Несшукай 2-й). Число дворов - 409, число жителей - 2514, из них горцев -1787. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Шабанохабль (вместе с сел. Казанукай, Эдепсукай 1-й и Эдепсукай 2-й). Число дворов - 316, число жителей - 2179, из них горцев -1962. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Шенджий. Число дворов - 270, число жителей - 3017, из них горцев -1377. Преобладающая горская народность - бжедухи.
    Псейтук (вместе с сел. Хаштук, Афипсип и Панахес). Число дворов - 529, число жителей - 2958, из них горцев -2710. Преобладающая горская народность - шапсуги.
    Тохтамукай (вместе с сел. Козет). Число дворов - 445, число жителей - 2401, из них горцев -1688. Преобладающая горская народность - натухайцы.
    Ассоколай. Число мельниц - 1 водянная, лошадей - 244, рогатого скота - 2074, овец и коз - 1681.
    Категория: Библиотека. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 1676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.3/6
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]