Бассейн Псекупса.
Река Псекупс принадлежит к числу первостепенных рек, орошающих северную покатость Кавказского хребта, в Кубанской области. Она берет начало почти у самого водораздела главного хребта, пробегает пространство более ста верст и самостоятельно впадает в Кубань, приняв в оба свои берега множество притоков, из которых особенно значительны Псиф, Вотепси и Хоарзе. Долина Псекупса живописна и плодородна. В средней части ее протяжения находятся так мало еще известные Псекупские минеральные воды. Здесь же и штаб-квартира новопоселенного казачьего полка, получившего от реки свое имя. Из пятнадцати станиц этого полка семь поселено в бассейне Псекупса, а по нижнему его течению находится пять Бжедугских аулов. До покорения Западного Кавказа Псекупс составлял границу между двумя сильными народами, Абадзехами и Шапсугами, и служил центральною рекою для больших международных собраний. Здесь было последнее мехкеме (народное вече) Магомета-Амина. Цветущая и густо населенная долина Псекупса величалась у горцев Мессиром, т.е. Египтом, и ни одна из горных долин не хранила столько преданий, восходивших до самой отдаленной древности. С незапамятных времен берега Псекупса привлекали население, которому суждено было занимать поочередно могилы своих предшественников. Так Бжедуги застали по Псекупсу курганы, насыпанные по их рассказам Франками; Абадзехи наследовали курганы Бжедугов, сделанные ими в период христианства. Мы, Русские, поселились на могилах Абадзехов. - При крайне ограниченной любознательности горцев, сосредоточенной, исключительно на потребностях вседневной жизни, курганы эти снабдили их лучшими булатными клинками; снабдили золотом, употребленным в щегольскую отделку оружия, - и только. Горец не ломал головы при виде выкопанной из кургана монеты, или дорогой вещи, не заглядывал в прошлое и не добивался узнать, по какому случаю Франки-Европейцы сложили кости свои на отдаленном Кавказе. Вот почему не имеется о Франках никакой легенды о горских племенах; сведения о них скрываются в подземном архиве, в курганах, повсюду рассеянных, и тогда только сделаются доступными, когда житейская любознательность отворит двери и представит археололгу какую-либо серьезную находку, а антропологу - череп древнего богатыря. Из более известных находок в курганах по р. Псекупсу замечательны: золотой браслет с горным хрусталем, обточенным в виде ореха, весом в 10 полуимпериалов, и золотой, толщиною в гусиное перо, прут, длиною в аршин с четвертью и весом в 8 полуимпериалов, на обоих концах которого находились змеиные головы. Редкости эти найдены были в 1858 году возле аула Пшегатлукай, на правой стороне Псекупса, в грудах земли, обвалившейся в реку с кургана. Браслет приобретен князем Казубек Болотоковым и увезен в Турцию; прут же золотой передан Прапорщиком Бороком Аслановым Генерал-Майору Кусакову. Затем в Ключевой станице, при срытии курганов, находившихся на полковом дворе, кроме истлевшего костяка, найдены были две серебряные вещи, изящной работы, похожие на привесные серьги, а в другом отысканы: брусок с дырочкой для привешивания к поясу и обух от бритвы, истребленной ржавчиною. Последняя находна явно указывает, что курган принадлежал предкам нынешних Бжедугов, по преданиям которых бритье бород до последнего дня жизни составляло отличительную черту благородного рыцарского происхождения. Что же касается до черепьев глиняной посуды красного и серого цвета, то они во всякую минуту могут быть собраны по Псекупсу, между Бакинской и Псекупсой станицами; но эти остатки говорят только о весьма не цветущем состоянии горшечного искусства у Псекупских Франков, которые по всей вероятности имели здесь постоянные торговые сношения, потому, что среди этих черепьев в 1854 году отыскана была горцами толстая золотая монета с выпуклым изображением зверя, которая была в том же году представлена в С.-Петербургскую академию наук Войсковым Старшиною Гуковым. Находку этой монеты должно считать пока самым драгоценным приобретением с реки Псекупса, и если она Воспорская, то позволяет предполагать возле станицы Псекупской существование греческой фактории, для которой местность была вполне благоприятна. Но кроме горцев, искавших в курганах клинков и золота, последнего искали и наши солдаты, стоявшие продолжительное время бивуаками в соседстве с курганами. Свежая раскопка заметна на них; слухов же о кладах ни каких не имеется, да не во всяком кургане и находятся клады - достояние немногих счастливцев. Из известных попыток во вновь покоренном крае обогатиться сведениями о далеком минувшем удачнее всех были произведены Полковником Е. С. Старосельским, сделавшим в июле минувшего года недельный привал с сотнями вверенного ему полка на землях, принадлежащих Тубинским Абадзехам. Из курганов, разрытых им, были выкопаны: прямые мечи, крестообразный остаток щита, наконечники стрел и парча, уцелевшая лишь на несколько минут и от прикосновения воздуха превратившаяся в прах. Золотых и серебряных вещей в курганах не отыскано, быть может потому, что земля и уголь, в изобилии в них найденные, не были надлежащим образом просеяны. Еще замечательна раскопка кургана в укреплении Григорьевском, откуда вынуты были: кусок металлического зеркала и серебряная большая цепь с обточенным, в виде ореха, горным хрусталем. Раскапывались также курганы, находящиеся против ст. Пшехской; но там, самом огромнейшем из них открыт был "кенотаф" - пустой гроб, делаемый обыкновенно замечательному лицу, погибшему в битве, труп которого достался неприятелю, а в курганах малых найдены были: скелеты, у которых голенная кость имела в длину от 10 до 11 вершков, также огнива, имевшие фигуру буквы В и кремни. Курганы эти не содержали ни черепьев глиняной посуды, ни слоя угля, след. они современы курганам, разрытым в Ключевой станице, и принадлежат к числу тех, на которые искатели древнего оружия не обращали ни малейшего внимания. И действительно, по преданиям горцев, не все курганы построены Франками; большая же часть их насыпана предками в эпохе фетимизма и только меньшая часть во времена позднейшие, Абадзехами. Курганы Франков отличаются громадностью и часто осенены тысячелетними дубами, как например - курган на левом берегу Псекупса, между Ключевой и Фанагорийской станицами. - Материал для насыпки курганов обыкновенно брался из близ лежащих рек; это песок и мелкий голыш, которым усеяны русла горных рек. Такое заключение может показаться смелым, но нельзя его не сделать сравнивая материал кургана с землею, на которой он находится, и встречая черепья глиняной посуды и уголь в верхних слоях насыпи. Кроме того, находимый иногда вокруг кургана ровик с наружным валов, заставляет считать его скамьей для народа, участвовавшего в отдании последней почести умершему, а разнообразная величина курганов показывает не равные средства, какими располагали родственники умершего, сооружавшие надгробный ему памятник. Курганы в глухих местах разрыты горцами, а стоявшие по близости населенных мест до наших времен остались неприкосновенными. - Уважение к ним допускалось даже мусульманским духовенством, хорошо знавшим, что с именем кавказского Франка не связано никаких христианских воспоминаний, об истреблении которых в среде горцев заботилась наша соседка - Турция. По их мнению пагубное для души христианства занесли в горы "Урымы", т.е. Греки. Курганы эпохи фетимизма обыкновенно встречаются в дубовых рощах, куда свозились умершие с окрестных хуторов, клались на землю под дубом и засыпались землею, в которую родственники сажали потом молодое деревцо. Вот почему рядом со старым, дряхлым дубом, растут молодые цветущие деревья, достигающие их вершины. Такое кладбище замечательно возле Супской станицы, о котором до настоящего еще времени рассказываются легенды.
Курганы эпохи христианской ставились по близости жилищ. В них костяк находится лежащим на материке, обращенный черепом к востоку; ни черепьев посуды ни угля в таких курганах не найдено, некоторые же вещи попадались в курганах, разрытых в Ключевой и Пшедсской, о чем сказано было выше. Металлических священных предметов из курганов этой эпохи до настоящего времени не было отрыто, должно быть не существовало обычая класть их покойными; кресты же на них воздвигались, но их уничтожало не столько время, сколько мусульманский фанатизм, преследовавший еще в 1848 году деревянные кресты, которые ставились горцами на границах юртов, в защиту от приближения эпидемических болезней.
Курганы, насыпанные Абадзехами, как переходные памятники к нынешним могилам, отличаются тем, что костяки в них находимые положены в неглубокую яму, вырытую в сторону под материком, закрыты доскою и засыпаны сверх земли каменьями, должно быть от хищного зверя, но, по-понятиям Абадзехов, каменья, положенные на могиле покойного, помогут ему затушить вечный огонь в день страшного суда, в котором предназначено всем камням превратиться в воду.
И так курганы, разбросанные по бассейну реки Псекупса, не безответны о населении, занимавшем его до прихода последних жильцев - Абадзехов. Первая серьезная находка в нетронутом кургане или один из обвалов, которыми славится Псекупс, разъяснят многое о загадочных франках, вооруживших Адыгские племена прямыми клинками. В ожидании такого важного события, бросим взгляд на прошлое Абадзехов, со времени появления их по сю сторону главного хребта, до передачи бассейна Псекупса в вечное и потомственное владение казакам Псекупского полка Кубанского казачьего войска.
(продолжение)
|