Суббота
18.05.2024
14:24
Block title
Категории раздела
Этнография и генеалогия адыгов. [85]
Войны. [20]
Библиотека. [62]
Известия европейских и русских авторов о черкесах. Благодарность Thietmar'у (сайт www.vostlit.info ) за предоставленные сканы по европейским авторам.
Поэзия [7]
Колонизация Кавказа. [34]
Видео файлы [27]
Аудио файлы [7]
Документы [16]
Юмор в сети [6]
Видеоролики
Разное [4]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новые файлы
[19.02.2019][Колонизация Кавказа.]
Лермонтов в Тенгинском полку. (0)
[20.07.2018][Колонизация Кавказа.]
Дело под Бжедуховской 2 марта 1863 года. (0)
[17.01.2018][1-я мировая и гражданская.]
Аюб Шеуджен. Тропой суровой. (0)
Новое в форуме
  • Некоторые исторические факты. (5)
  • Участники Белого движения из Ассоколая. (0)
  • Жертвы политических репрессий. (2)
  • Новые статьи
    [21.05.2019][Статьи на русском.]
    И снова — на фронт (0)
    [10.05.2017][Статьи на русском.]
    Есть чем гордиться. (0)
    [11.10.2016][Статьи на русском.]
    Хаджибеч и Лелюх Анчоки (0)
    Аскъэлай
    Аскъэлай

    Аскъэлай (аул Ассоколай)

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Библиотека.

    Петр Генри Брус. Воспоминания.
    23.03.2010, 12:17
    ВОСПОМИНАНИЯ ПЕТРА ГЕНРИ БРУСА, ЭСКВЕЙЕРА ОФИЦЕРА НА СЛУЖБЕ ПРУССИИ, РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, С РАССКАЗОМ О ПУТЕШЕСТВИИ ПО ГЕРМАНИИ, РОССИИ, ТАТАРИИ, ЗАПАДНОЙ ИНДИИ   И Т. Д.

    Терки — столица черкесской Татарии, являющейся наиболее южной границей теперешних владений его величества; этот город сильно укреплен, стоит на острове, образованном реками Терки и Быстрой, и имеет гарнизон в 2000 регулярных войск и 1000 казаков, которые все наездники; туземцам — черкесам не разрешено жить близ города, но позволено селиться в стороне на некотором расстоянии от него.

    Черкесия, ее жители,   их   обычаи, религия и т. д.

    Терки, главный город, находится на очень обширной равнине, очень болотистой и по направлению к побережью на 42°20' сев. широты; он около трех верст в окружности, прочно укреплен валами и бастионами в современном духе, хорошо установленными пушками и всегда имеет значительный гарнизон под управлением начальника. Черкесскому князю, обитающему здесь, разрешено иметь 500 русских в качестве личной охраны, но никому из его подданных не разрешается жить где-либо внутри укреплений. Со времени перехода этих областей под власть России, во всех укрепленных местах разместили не только русские гарнизоны и начальников, но также чиновников и священников для проповедывания христианской религии; тем не менее, черкесские татары управляются собственными князьями, знатью и судьями, которые, однако, осуществляют правосудие именем императора, а в важных случаях присутствуют русские начальники, и судьи обязаны принести клятву верности его императорскому величеству.
    Одежда черкесских мужчин очень похожа на ногайскую, только их шапки несколько больше, а их плащи сделаны также из грубого сукна или бараньих шкур, закрепляются только у шеи с помощью шнурка; и так как они недостаточно велики, чтобы закрыть все тело, они поворачивают их кругом в зависимости от направления ветра и погоды. Мужчины здесь гораздо красивее ногайских, а женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком; летом они все носят только рубашку различных цветов, которая открывается так низко спереди, что можно видеть их пупок; все это вместе взятое с их красивыми всегда открытыми лицами (в противоположность обычаю большинства других мест этих краев), их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делает их очень желанными; несмотря на все это, они слывут очень целомудренными, хотя редко когда не имеют благоприятного случая; у них считается установленным признаком хорошего поведения, что как только кто-нибудь приходит поговорить с женой, муж уходит из дому: но происходит ли эта сдержанность их поведения от их собственного великодушия, как награда мужьям за то доверие, которое они имеют к ним, или это имеет свои основы только в этом, я не берусь установить.
    Их язык общий с другими соседними татарами; многие среди них не знают русского; их религия — язычество; несмотря на то, что они обрезанцы, они не имеют ни священников, ни алькорана, ни мечетей, подобно другим магометанам. Здесь каждое племя приносит свои жертвоприношения по собственному желанию. Для них, однако, имеются определенные дни, установленные скорее обычаем, чем законом: их наиболее торжественное жертвоприношение приносится по случаю смерти ближайших друзей; при этих обстоятельствах мужчины и женщины встречаются в поле для присутствия при жертвоприношении, для которых употребляют барана; его убивают, обдирают и натягивают шкуру вместе с головой и рогами на крест наверху длинного шеста, помещенного обычно в живой изгороди (чтобы охранять от скота), около места, где было совершено жертвоприношение, они варят и поджаривают мясо, которое потом съедают. Когда все окончено, мужчины встают, а женщины, принеся поклонение шкуре и произнеся несколько молитв, уходят; мужчины заканчивают церемонию, выпивая огромное количество водки, что обычно заканчивается ссорой перед окончательным расставанием.
    Река Быстрая служит южной границей Черкесии, а жители Андреевской области (Эндери, или Андреевская деревня, в 90 верстах к югу от Кизляра на р. Акташ. До XIX в. она была главным местом торговли пленниками) являются их ближайшими соседями, обитающими между рекой Койсу, начинающейся от Кавказских гор, и рекой Быстрой. Эти народы были покорены генералом Ватерангом.

    В.К.Гарданов. АДЫГИ, БАЛКАРЦЫ И КАРАЧАЕВЦЫ В ИЗВЕСТИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ АВТОРОВ XIII-XIX вв

    Категория: Библиотека. | Добавил: Анцокъо
    Просмотров: 685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]