«Спасибо, музыка»
С 27 во 29 октября 1990 года в Майкопе впервые прошел
молодежный фестиваль адыгской песни. В нем приняли участие
профессиональные и самодеятельные певцы и вокально-инструментальные
ансамбли Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесии.
Своими впечатлениями о фестивале в беседе с
корреспондентом «Адыгейской правды» делится председатель жюри
председатель секции композиторов Адыгеи, член союза композиторов СССР
А.К. Нехай.
- Аслан Касимович сначала несколько слов об организации фестиваля.
- Учредителями фестиваля выступили Адыгейская
областная филармония. Адыгейская организация Союза театральных деятелей
РСФСР, она же и спонсор, областной комитет комсомола, молодежная секция
«Адыгэ хасэ». Пользуясь случаем. хочу еще раз от имени жюри
поблагодарить всех тех, кто активно участвовал в организации и
проведении этого прекрасного праздника музыки и молодости.
С другой стороны, и мне, и остальным членам жюри
непонятно то безразличие и равнодушие, которые проявили руководители
партийных и советских органов города и области к такому интересному и
важному мероприятию. Никто из них не только не участвовал в организации
фестиваля, но даже и не поинтересовался, как он проходит. А ведь они
первые наши критики, когда речь заходит о том, что наша адыгейская
музыка несовременна, что за пределами области ее не слушают. К
сожалению, не проявила большой активности ни областная, ни городская
организации «Адыгэ хасэ».
- Как композитор, музыкант, как вы оцениваете профессиональный уровень участников фестиваля?
- Мое мнение таково: профессиональный уровень
достаточно высок. Настолько, что они смогут на всесоюзной сцене достойно
представить нашу песню, музыку. Такого же мнения и остальные члены
жюри. Кстати, в состав жюри были включены помимо наших известные
композиторы из Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Достаточно
назвать такие имена, как Джабраил Хаупа, Аслан Дауров...
- Почему именно Майкоп стал центром фестиваля?
- Идея организации фестиваля наша. Будем регулярно, а
точнее, через каждые два года, проводить такие мероприятия. Как,
например в Сочи или в польском городе Сопоте проходит фестиваль польской
песни. Уверен, на фестивале «Майкоп-92» география участников еще больше
расширится. Вполне возможно даже, что в нем примут участие и адыги,
проживающие за пределами нашей страны. Кстати, в октябре следующего года
хотим в Майкопе организовать подобный фестиваль, в котором будут
участвовать «взрослые» профессиональные музыканты. Предполагается, что
он пройдет в областной филармонии.
Что касается фестиваля «Майкоп-90», то его можно
смело назвать большим событием. И не только потому что впервые вместе
собрались на сцене молодые музыканты и исполнители Кабардино-Балкарии,
Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Культура, традиции, обычаи и музыка у всех
нас общие, потому эта встреча, уверен, послужит творческому обогащению
всей адыгской музыки, всего адыгского искусства. Во-вторых, фестиваль
значительно раздвинул привычные, для нашего массового зрителя рамки
адыгской песни и музыки. Гармонь и щичепшин - это хорошо, но ведь надо
стремиться к тому, чтобы шире использовать и другие инструменты. Мы до
сих пор не замечали или не хотели замечать, что современная музыка,
которая постоянно обогащается новыми жанрами, проходит мимо нас. Ну
разве плохо, если у нас будут исполнять, например, джазовые композиции? А
разве адыгейская песня не может прозвучать в стиле, скажем, рока?
Хороша любая музыка, песня, сделанная от души. И
фестиваль «Майкоп-90» это убедительно, подтвердил. Теперь задача - дать
широкую дорогу молодежи, которая стремится и к серьезной музыке, и к
року, и к каким-то другим жанрам. Лично мне, композитору, занимающемуся
серьезной классической музыкой, обидно, что она у нас не пользуется
популярностью и не пенится. А ведь только через серьезные произведения
можно привить молодежи любовь к прекрасному. Очень хотелось бы, чтобы на
следующем фестивале были представлены и симфоническая, и камерная -
музыка.
- Аслан Касимович, ну, а теперь давайте расскажем читателям вашей газеты о победителях фестиваля.
- В конкурсе певиц жюри единодушно отдало первое
место Ольге Чегадуевой из Кабардино-Балкарии. Комплиментарный стиль
сегодня не в моде, но как не похвалить ее. Ольга прекрасно владеет
голосом, по-современному чувствует музыку. Трогательный голос, приятная
внешность и хорошие сценические манеры все это не может не нравиться. А
еще она отличается высоким профессионализмом.
Лучшим среди вокально-инструментальных ансамблей
признан наш «Щэмбэт» - первая адыгейская рок-группа. Аранжировка «Адыиф»
прекрасна. Сколько новых красок ребята придали этой песне. Группу
отличает хорошая сыгранность, прекрасное владение инструментами. Хорош
солист Инвер Кумук. Сценическая культура у него на высоком уровне.
Думаю, заслуживает доброго слова художественный руководитель группы
Мурат Схаплок, который за короткое время сумел создать такой самобытный
ансамбль.
Среди лауреатов группа «Хасэ» из Кабардино-Балкарии. Прекрасный коллектив. Чувствуется, что ребята работают серьезно и много.
Больше всех аплодисментов собрал наш земляк Альберт
Тлячев. Любимей публики безусловно, одареннейший музыкант. У него есть
самое главное, чтобы стать большим артистом, - талант. Хотелось бы
пожелать ему более серьезного отношения к своему творчеству. Буду
всячески содействовать его профессиональному росту. Очень понравился и
жюри, и зрителям Руслан Тхагазитов из Кабардино-Балкарии. Он стал
лауреатом второй премии. Обаятельный, с подкупающей сценической
культурой. Руслан очень легко контактирует со зрителями, умеет веселить их.
Второе место по праву заняла певица с большими
возможностями - Фатима Даурова из Карачаево-Черкесии. Ее достоинство -
умение донести до зрителя свое мироощущение. Заслуживает добрых слов и
лауреат третьей премии - певица из Ассоколая Роза Уджуху. Ее песни - это
сплав романтики и музыки. На сцене работает легко и естественно.
Впрочем, слово «работает» тут не совсем подходит. Пение для нее не
работа, а удовольствие, радость, и она с большой теплотой, искренностью
делится этой радостью со зрителями.
Не могу не похвалить Заурбека Кожева фольклорную
группу из Кабардино-Балкарии. Отрадно, что молодые люди обращаются в
своем творчестве к народному фольклору.
Наконец, о самых юных участниках Фестиваля - Свете
Турк и Дариет Мешлок. Учатся они в четвертом классе школы искусств при
областной школе-интернате. Очень хорошие вокальные данные у обеих, наша
задача - всячески помогать им как это делает сейчас Альберт Тлячев.
Таковы итоги первого молодежного фестиваля адыгской
песни. Фестиваля, который вылился в большой праздник и который,
безусловно, творчески обогатил всех его участников и, конечно же,
порадовал майкопчан. Да не все артисты успешно выступили на нем, от
кого-то отвернулась фортуна, кому-то больше повезло. Но не это главное.
Одно только участие в таком фестивале уже почетно.
Хочется верить, что хорошее начало будет иметь
достойное продолжение, и мы, майкопчане, не раз еще станем свидетелями
ярких музыкальных праздников.
Р.Ашинов.
«Советская Адыгея», 1990 год.
|