Древнюю скрипку Адыгеи сможет сделать только настоящий мастер. Для создания музыкального инструмента используются волоски из хвоста породистого скакуна и древесина ствола высушенного дерева. Таков рецепт изготовления старинного инструмента — шичепшина. Под его звуки и на праздниках танцевали, и в последний путь провожали. В Музее черкесской культуры в Израиле хранится один из таких старинных раритетов.
В этнографическом музее Кфар-Камы всегда многолюдно, почти 2 тысячи туристов посещают его каждый месяц. За 8 лет основатель и директор музея Зухер Тхаухо собрал несколько сотен экспонатов, рассказывающих о жизни и быте своего народа. Что-то он нашел в ауле, а что-то ему привезли с исторической родины. Каждый предмет коллекции имеет свою длинную и интересную историю. В одной из витрин хранится старинный шичепшин, история которого уникальна.
«Привезли этот музыкальный инструмент из Адыгеи. Ему более 100 лет. На обратной стороне шичепшина написано имя автора, а также место, где он был сделан. Мне его передали знакомые из Адыгеи», — рассказывает директор этнографического музея адыгов в ауле Кфар-Кама Зухер Тхаухо.
Смычковый струнный инструмент в дословном переводе значит «гармошка из конского хвоста». Это один из традиционных старинных музыкальных инструментов адыгов. Раньше в каждой кунацкой висел шичепшин. Многие музеи желают иметь в своем фонде этот инструмент.
Шичепшин в музей Кфар-Камы привезли недавно. На обратной стороне инструмента еще можно прочесть надпись о том, что сделан он сделан Рамазаном Гужаноко в 1911 году и передан Нальбию Богусу в аул Ассоколай. В Адыгее, благодаря мастеру народных ремесел Замудину Гучеву, выяснились и новые подробности. По фотографиям он сразу же узнал инструмент. Рамазан Гужаноко на самом деле — Гучетль. 100 лет назад он был одним из самых именитых и виртуозных мастеров игры на этом инструменте.
«Шичепшин этот я видел 20 лет назад, в 1989 году на конкурсе музыкантов Нальбий. Он тогда участвовал в номинации «Игра на шичепшине» и играл на этом инструменте. После мероприятия мы долго не виделись, а когда снова встретились, он сказал, что подарил шичепшин кому-то», — вспоминает заслуженный художник республики Адыгея Замудин Гучев.
Рамазан Гучетль был настолько виртуозным музыкантом, что стал желанным гостем всех близлежащих аулов. Шичепшин, который хранится в Кфар-Каме, единственный оставшийся инструмент, сделанный его рукой. Он уникален и по дизайну, и по звучанию.
«Он очень удобен для исполнения. Его голосники на достаточном уровне для того, чтобы легко можно было извлекать звук», — объясняет заслуженный художник республики Адыгея Замудин Гучев.
Шичепшин остался в Кфар-Каме, а в Адыгею передали его фотографии. История о том, как он попал в израильский адыгский аул пока остается загадкой.
http://dontr.ru/vesti/vesti-yug/v-izrail-skom-ady-gskom-aule-obnaruzhen-unikal-ny-j-drevnij-shichepshin/
|