|
Аскъэлай (аул Ассоколай)
Этническая принадлежность фамилии.
| |
Анцокъо | Дата: Вторник, 02.03.2010, 11:22 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| Абадзехский род
Анчоковы - абадзехский род.
В подавляющем большинстве источников XIX и начала XX века фамилия Анчок встречается как известнейший абадзехский дворянский род. Общество Анчоко-хабль было одной из влиятельнейших обществ Абадзехии.
Обратимся к источникам, где упоминается фамилия Анчок:
"(41) Черкесы Абазехи, или Абазихейцы в 1802 году состояли из трех колен: 1-е Енамоково, которое считало в себе 29 родов; 2-е Анчоково, имело оных 20; и 3-е Адыгово, 10." Вестник Европы. "О имени козак". Петр Бутков. стр. 202. 1 сентябрь 1822 год.
"Сколько известно, абазехи народ трудолюбивый и менее прочих черкесов наклонный к буйству. Их не почитают за коренное Черкеское колено, но произшедшее от смешения абхазов и черкесов. Они не имеют владельцев, и каждый род управляется своими старшинами, из коих знатнейшие суть: Едик, Ена-Моков, Анчоков и Жангатов." Семен Броневский. "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе" часть 2. стр. 64, 1823 г.
"Абадзехи делятся на три главных рода, которые, однако по образу жизни совершено не отличаются друг от друга: Энамок - 29 родов, Энчико - 20 родов, Эджигх - 10 родов. У Абадзехов нет никаких князей, а только старейшины и уздени, среди которых самыми уважаемыми являются Эдик, Энамок, Энчико и Джангат." Генрих-Юлиус Клапрот. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 - 1808 гг.
"Генерал Ермолов .... назначил выступление отряда 16 августа по порядку, предписанному в приказе, накануне того дня отданном. Он дошел, небудучи замечен неприятелем, до избранной переправы Бокзев, состоящей в пяти верстах вверх по реке Шагваше. При занятии же оной открылись небольшие партии на горе Шкабе: но, невзирая на оные, лежащий на левой стороне реки нагайский аул, был нашими сожжен; а абазехская деревня Анчукова на реке Нижней Каралле совершено истреблена." Иосиф Дебу. "О Кавказской линии". стр. 241-242, 1828 г.
"Черкесы, под именем Керкетов, Церцетов, известны были Скиласу, Страбону, Плинию, Помпонию Мель, Птолемею, Аммиану Марцеллину и Стефану Византийскому, точно в тех местах восточного берега Черного моря, от Анапы до крепости Гагры, где и ныне некоторые поколения Черкесские обитают, а в том числе и Абезихи, или Абазехи, разделяющиеся на три колена. Одно из оных называется Енамоково, другое Анчоково, третье Адыгово, и сие-то последнее, некогда, отпустило от себя колонию в Кабарду." Бутков. "Оборона летописи русской, Нестеровой, от навета скептиков." 1840 г.
"В статье г. А.-Д.Г. общества абадзехов распределены так: 1) Туба-хабль, между рр. Белой и Псефиром; 2) Темдаши, между Белой и Курджупсом; 3) Даур-хабль, между Курджупсом и Пшехой; 4) Дженгет-хабль, по левому берегу Пшехи; 5) Тфишебс, между Пшехой и Пшишем; 6) Анчоко-хабль, на левом бер. Пшиша; 7) Бешуко-хабль; 8) Едигэ-хабль и 9) Нежуко-хабль, далее к зап. до реки Супс на границе с шапсугами". "Старейшины между абадзехами или, лучше, почетнейшие между ними фамилии первостепенных узденей ведут свое происхождение от двух главных родов: Качмез (Кушмаз) и Водземир (Оздамир). К первому роду принадлежат фамилии Едико, Хуштоко, Еномоко, Даур, Нашко (Нешуко), ко второму Афшоко (Анчоко), Жангато (Дженгет), Башико (Бешуко), Темидоаш (Темдаши) и Безрак (Безоруко). Записки Императорского русского географического общества, выпуски 1-2. М. Венюков. Очерк пространства между Кубанью и Белой. стр. 53-54 . 1863 год.
У Каменева Н.Л. в очерке "Бассейн Псекупса" даются данные с точностью до наоборот: "Тлекотлешами у абадзехов были следующие фамилии: от Оздемира Дауров, Бешико, Хуштако и Еномуко; от Кушмеза — Анчоко, Джянкет, Безруко и Темдаш; от ногайских мурз — Едиге, Касай, Унароко, Джюбатур и Аджитляш". Кубанские войсковые ведомости. № 27. 15 июля 1867 года. стр. 107.
"Августа 16 за рекою Шаугашею во время следования отряда вверх левым берегом ее в перестрелках с Абадзехами, которые заседали в лесистых балках, горах и с высот пушечною пальбой своею старались остановить отряд, но были всегда опрокидываемы и рассеяны. При сем истреблен один аул беглых Нагайцев Брода Бакзев на берегу реки Шагуаша и один аул Абадзехского старшины Анчока у ручья, называемого Нижний Каралле." Записки А.П.Ермолова. т. 2. стр. 419 , 1868 г.
"Абазехи - самое многочисленное и воинское черкеское племя. Абазехи разделяют на нагорных (или дальних) и на равнинных (ближних) и живут сплошными аулами и хуторами, в числе девяти отдельных обществ: Туба, Темдаши, Даур-Хабль, Дженгет-Хабль, Гатюко-Хабль, (или Тфишебс), Нежуко-Хабль, Анчоко-Хабль, Бешуко-Хабль и Едиче-Хабль." Леонтович. "Адаты кавказских горцев". Извлечение из "этнографического очерка черкеского народа", составленного генерального штаба полковником бароном Сталем в 1849 г. стр. 160. 1882 г.
|
|
| |
Анцокъо | Дата: Вторник, 02.03.2010, 13:38 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| "Отряд Н.И.Евдокимова (6 батальонов, 20 сотен казаков, 1 сотня милиции, 12 орудий) сосредоточился у Белореченского укрепления и 23 января 1852 года, пройдя по занесенной глубоким снегом и прегражденной завалами дороге, внезапно появился в самой середине непокорных обществ Тсюшепс и Анчоко-Хабль, на урочище Кошхо." Русская старина. т. 60. Граф Н.Н.Евдокимов. стр. 179. 1888 г.
"Лишь только отправилась из отряда депутация этих двух обществ, как прибыли старшины и Длинный-султан от других, живущих по Майкопскому ущелью и его окрестностях, а именно Туба, Темир-даши и Анчоко-хабль. Они убеждали меня остановиться и возвратиться в укрепление до решения народного совета, который составляется у Маю-купа, для соглашения о выполнении условий, предложенных Абадзехам князем наместником в Усть-Лабе..." Записка ген.-м. Евдокимова ген.-л. Завадовскому от 9-го декабря 1851 года.
"В последних числах декабря истекшего 1851 года когда старшины верхних Абадзехских обществ были в Прочном-Окопе, для переговоров о покорности нам, Мухаммед Эмин, находившийся на р. Псекупс, как значится в военном журнале правого фланга по 16-января сего года, прибыл к нижним Абадзехам в общества Анчоко-Хабль и Тсюшепс, которые прежде еще выдали ему из среды себя муртазеков, а по прибытии его к ним возобновили присягу ему ... Чтобы вновь поколебать возрастающее влияние Мухаммед Эмина на всех Абадзехов, я по воле командующего войсками на Кавказской Линии и в Черномории, решился как можно поспешнее стать с войсками между ними, дабы тем, устрашив верхних, еще колеблющихся в пользу Эмина, наказать нижних, изъявивших уже ему присягою свою верность. В этих видах мне следовало явиться в верховья р. Пшиша, при впадении в оную р. Пшекоца, в центр враждебных нам Тсюшепцев и Анчокохабльцев." Журнал ген.-м. Евдокимова о военных происшествиях случившихся на правом фланге Кавказской Линии с 16-го по 30-е января 1852 года.
"Что касается остальных черкесских племен, то в силу демократического устройства власти у них имеются лишь старейшины. Хотя у нас есть польный список наиболее уважаемых у них семейств, мы не будем приводить его здесь полностью во избежание излишних длиннот и ограничимся лишь первыми семействами каждого племени. У абадзехов - семейства: Инсшок (Inschok), Едиге (Edighe), Анчох (Antsokh), Бешон (Bechon), Чанкет (Tchanket). К абадзехам принадлежит также небольшое племя Туби." Иван Федорович Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Часть I. Черкесы.
"У абадзехов дворянские фамилии в настоящее время следующие: Бешок, Инемок, Едиге, Джанкиат, Анцюок, Негиок и Даур." Л.Я. Люлье. ЗКОИРГО. Тифлис, 1857 г.
"Из абадзехских дворянских фамилий особенно славились Едыге, Бешуковы, Анчоковы, Гуте, Джянчатовы, Дауровы, Гонежуковы, Хатуковы, Бета, Неджуковы, Цей. Эти то дворянские (уорк) фамилии и стояли во главе обществ (хабль) и передавали им свои имена. Пространство между Псекупсом и Пшишем было занято большим обществом Анчоко-хабль; оно распространяло свои права и на правый берег р. Тфишебс и было известно у русских больше под названием общества Тфишебс. По р. Пчасу были аулы Бешуковых и Гуте (близ нынешней станицы Бакинской). Верховья р. Марте были заняты Анчоковыми; близ станицы Имеретинской был Нашемуко-хабль; близ него были Калмуко-хабль, и Батыр-хабль. Между р. Цице и Пшишем был Гонежуко-хабль. По Пшишу жили также Цей, Анчоковы и общество Махачимо-хабль. Верховья Пшехи заселял Джянчат-хабль, большое общество, занимавшее земли по р.Курджипс, где сливалось с обществом Даур-хабль, очень многолюдным. Эти два общества были, по словам стариков-абадзехов, под сильным влиянием общества Темдаши. Даур-хабль и Темдаши были расположены по Курджипсу. По этой же речке были аулы Шагуче-хабль, Хажджако-хабль, Ту-хабль (выше станицы Нижегородской)." Записки Кавказского отдела Русского географического общества, Книжка 22. Вып. 4. 1902 г. Дьячков-Тарасов. "Абадзехи". стр. 7-8 http://aulassoki.ucoz.ru/_ld/0/80_--.pdf
|
|
| |
Анцокъо | Дата: Вторник, 02.03.2010, 15:02 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| Другие версии об этнической принадлежности.
1. Известный историк, доктор исторических наук Екатерина Николаевна Кушева (1899-1990) относит фамилию Анчок к жанеевским фамилиям.
"В 50-60-е годы XVI в. князем у жанеевцев был Сибок, а у бесленеевцев - Машук. Русская летопись в одном случае назвала первого Кансауковым, а второго - Кануковым, что соответствует известным позднее княжеским фамилиям: у жанеевцев - Анчоковых, а у бесленеевцев - Кануковых". стр. 150 "Сибок, по отчеству Кансауков, назван в русских современных источниках жаженьским, жжанским или оджанским князем, т.е. князем западноадыгского племени Жане, а Машук, по отчеству Кануков, - абеслинским, т.е. бесленеевским князем, что вполне соответствует известным и позднее у жанеевцев и бесленеевцев княжеским фамилиям Анчоковых и Кануковых." стр. 205. Е. Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией, вторая половина XVI - 30-е годы XVII века. 1963 г.
Однако, в книге историка, старшего научного сотрудника этнографического музея в пос. Лазаревское г. Сочи Т.В.Половинкиной другая версия происхождения князя Сибока.
"Впервые точка зрения о жанеевском происхождении князя Сибока и бесленейском - князя Машука была высказана Е.Н.Кушевой. По ее мнению, употребляемые русскими источниками по отношению к князю Сибоку "с братьею" термины "жаженьские", "джанские", "жанские", а также понятие "Оджанские Черкасы" (в смысле территории) есть ни что иное, как искаженное русским языком самоназвание адыгов-жане (в русских источниках и литературе - жанеевцы). ....Версия Е.Н.Кушевой о жанеевском происхождении Сибока и бесленейском Машука не находит подтверждения в источниках. В отношении первого она построена лишь на внешнем сходстве летописных и других источников 16 в. кабардинское (пятигорское) происхождение Сибока и Машука не вызывает никаких сомнений. Исследователь русско-кавказских отношений С.А.Белокуров считал, что "жаженские" князья - те же пятигорские, а сам термин объяснял как "испорченное - Занские, управлявшие Заном". В связи с этим, с нашей точки зрения, представляет интерес свидельство писателя Хан-Гирея о жившем в его время в Большой Кабарде дворянском роде Жаноко. Он же называет аул Жанококуадж на реке Аргудан. Упоминание селений, принадлежащих, по-видимому, роду Жаноко содержит русский источник от октября 1563 г. В нем говорится, что Темрюк с помощью русского войска одержал победу над своими недругами - пятигорским князем Пшеапшоко Кайтуыкой и другими князьями. Он (Темрюк-автор) "воевал Шепшуковы (князя Пшеапшоко-автор) улусы да Татцкие земли". В "Татцких" землях, продолжает источник, "воевали одиннадцать дней, и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре..." Считаем возможным допустить, что "Татцкие" земли с "Мшанскими" и "Сонскими" селениями принадлежали Сибоку и Кануко, а сами названия, наряду с русскоязычными же терминами "джанские", "жанские" и т.п., являются производными от имени рода Жаноко (Заноко)." Т.В. Половинкина. "Черкесия-боль моя". Исторический очерк (древнейшее время -начало XX века). стр. 64-66. 1999 г.
Для меня важнее не происхождение Сибока, а почему Кушева относит Анчоков к жанеевския княжеским фамилиям. Но других источников подтверждающих жанеевское происхождение Анчоков мне не известно.
2. "В зависимости от бесланеевских князей Кануковых и Шолоховых были северокавказские абазины башильбаевцы и баракиевцы. Кроме того, башильбаевцы признавали также власть абхазских князей Маршаниа, а баракаевцы -первостепенных шапсугских узденей Лах и Анчок, вступивших в родство с Даурами одной из влиятельных абадзехских фамилий". Н. Г. Волкова. "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века.
3. "Народонаселение темиргоевцев и егерукаевцев 4322 душ мужского пола и 3846 душ женского пола, всего обоего пола 8168 душ. Таким образом вместе с мамхирцами подчиняется Болотоковым 11,588 душ. Важнейшии фамилии суть: 1) князья Болотоко; дворяне: 2) Каноко, 3) Тлекечуко, 4) Пшиз, 5) Догужи, 6) Мамгет, 7) Куевы, 8) Бзакумуко, 9) Алхаз, 10) Дауш, 11) Четаржако, 12) Хочемизо и 13) Анчок". Этнографический очерк черкесского народа. Составил генерального штаба подполковник барон Сталь в 1852 году // Кавказский сборник, Том 21. 1900, стр. 85
|
|
| |
Анцокъо | Дата: Вторник, 13.07.2010, 10:36 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 88
Статус: Offline
| В википедии можно найти такую информацию:
4. Анчоковы - абазинский аристократический род. Самоназвание - Анчок. Относятся к субэтнической группе абазин-тапанта. Анчоковы относились к сословию агмыста ду (большой агмыста).
Принадлежность к абазинам выводится из источника, где упоминается:
" Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазинских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех." Дзидзария. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX века. М. Наука. 1976 стр. 112.
Из этой цитаты, кстати, можно сделать и такой вывод, что баракаевцы, благодаря Даурам, вступившим в родство с перечисленными узденями признают их власть и пользуются их покровительством. А то получается, что баракаевцы (абазины) признавая влась узденей Лях (абазины) и Анчок (абазины), вступившие в родство с Даурами (одной из сильных абазинских фамилий) пользуются покровительством абадзех. Где-то здесь все-таки должны же быть абадзехи?
Тем более, что в той же самой книге на стр. 116 можно прочитать, что "дворянские фамилии у абазех - Инемуква, Эдыге, Даур (здесь они уже абазехи - прим. мое), Джангята, Амфок (Анчок - прим. мое, так как другой сходной фамилии у абазехов не было) и Берзеки; немногие из членов их пользуются достатком, который стараются дополнить грабежом в русских пределах, часто и у соотечественников своих".
Хотя вот в сборнике "Абхазия и абхазы в российской периодике" составленном Р. Х. Агуажба и Т. А. Ачужба со ссылкой на статью "Горские племена, живущие за Кубанью" из газеты "Кавказ" (№94, 1850 год) дается такой текст: " Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазехских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех."
Как-то запутанно всё.
В 2006 году в городе Черкесске была издана книга С.Х. Ионовой «Абазинские фамилии и имена» - результат кропотливой работы автора по исследованию антропонимии абазин и абхазов, проводившейся в течение нескольких десятилетий. В книге отражены важные сведения по традиционной и официальной антропонимической системе абазинского народа. В частности, среди общих фамилий абхазо-абазинского происхождения, автор упоминает фамильное имя Анчоковых – Анфоковых (Ачба), которые, судя по полевым материалам абазинских этнологов, являются потомками абхазского рода Ачба.
У Ионовой дальше встречаем: "Анцокъомэ ядэхьап1" - "Анчоковых место захода".
АНЦОКЪОМЭ ЯДЭХЬАП1 (АНЧЕКОМЕ ЯДЕХАП). <Спуск, место прохода Анчековых>. Местность расположена северо-восточнее а. Джамбечий. Анчъокъу - имя,- фамилия, я - притяжательный аффикс, дэхьан <заходить>, <проходить>, п1э <место>. Меретуков К. Х.Адыгейский топонимический словарь
В антропониме Анцокъомэ имеем абх.-абаз. анчва//нчва "бог, боги - матери". Анцва́ (абх. Анцәа, абаз. Анчва) — у абхазов и абазин верховное божество, творец природы и людей.
Также из других источников:
5. "Представляет интерес и список абхазских дворян из V тома "Русской геральдики": Акиртава, Анчок, Аридба, ....Эшба." Инал-Ипа. Антропонимия абхазов. стр. 168
" Фамилии у абхазов: Анчок, Анчокеа ( есть у абазин и у абадзехов). " Инал-Ипа. Антропонимия абхазов. стр. 293
В итоге получается, что Анчоковы являются - жанеевской княжеской фамилией; абазинским аристократическим родом, сословием агмыста ду; абхазским низшим дворянством; абадзехскими знатными старшинами, первостепенными узденями; абадзехскими и темиргоевскими дворянами и шапсугскими узденями.
Можно предположить, что само же слово состоит: первая часть абх. Анцуа "Бог", а окончание фамилии - къуэ (- сын) адыгское, т.е. сын Бога
Устами одного известного персонажа:
"Друг мой, для низшего дворянства (эх, абхазы подкачали, и это при таком-то корне слова!!!) это слишком много, а для князя, или "сына Бога", - слишком мало."
Увы, вместо большого общества Анчокохабль, мы теперь имеем разбросанных везде, кроме самой исторической Абадзехии, представителей фамилии.
Однозначно же можно сказать, что фамилия Анчок является адыго-абхазского происхождения, что уже само по себе хорошо.
О Анчок Хаджибече Шаханчериевиче - создателе адыгейского алфавита на графической системе арабского языка см. http://aulassoki.ucoz.ru/load/19-1-0-49
|
|
| |
|